Dipol FM | 105,6 fm

Права: сдать или купить? Шесть реальных историй

Наши герои рассказали о том, как и зачем они получали водительские права - честно и в обход правил.

Все знают, что автотранспортное средство — источник повышенной опасности. А еще — источник удовольствия от быстрой езды и легкости передвижения, предмет и роскоши, и первой необходимости, у кого как. Многие хотят водить свой автомобиль. Для того, чтобы сесть за руль, нужны права. Казалось бы, все просто: пойди в автошколу и научись. Но не все готовы идти этим путем. Мы собрали шесть правдивых историй о том, как и почему в разное время и по разным причинам получали права — честно и в обход правил — очень разные герои. А также получили комментарий инструктора по вождению, успешно обучившего сотни кандидатов в водители. Истории троих из героев были рассказаны только на условиях конфиденциальности, поэтому их имена изменены.

«ПРАВА ЕЩЕ НИКОМУ НЕ ПОВРЕДИЛИ…»

Права: сдать или купить? Шесть реальных историй

Мария, 51 год, водительский стаж 24 года

 — Права мне были вообще не нужны! Я не мечтала о машине. Они появились у меня в начале 1990-х, совершенно случайно… Начальник на моей тогдашней работе очень хотел машину и договорился с автошколой, чтобы ему выдали свидетельство о ее окончании. Там ему сказали: «Приводите сколько хотите ваших сотрудников, хоть всею фирму, тащите ящик амаретто». «Амаретто я куплю, кто хочет — пошли со мной», — предложил он. — «Да зачем это надо?» — «Да вы че, не отказывайтесь, придурки!»

Мне было 22 года. В нашей семье никогда машины не было, и мечтать о машине в 1990-е, когда особо жрать нечего, мягко говоря было смешно. Это как если бы мне предложили слона. Его же надо кормить! Но, думаю, ладно, это же только документы на слона, а не сам слон, и от документов ни жарко, ни холодно. Тем более халява, кто от нее отказывается? И мы пошли.

До назначенного времени я купила книжку о правилах дорожного движения, зубрила неделю, чтобы уж совсем не позориться. Больше всех зубрил начальник. Пришли на экзамен. Сидели, как путние, отвечали на вопросы. Нам всем поставили трояки и выдали бумажечки. Мы такие: «А дальше че?» — «А дальше каждый сам по себе. Вождение — это же серьезно, кто хочет, учитесь». Я эту бумажечку об окончании автошколы аккуратно положила на полочку и забыла. Возможности и желания учиться водить у меня тогда не было.
И вот через пару лет сижу я в одной компании, вдруг один дедушка, которого я видела первый раз в жизни, спрашивает: «У тебя права есть?» — «Нет, только свидетельство об окончании автошколы». — «Надо срочно получить права! У меня есть друг в ГАИ, я туда пинком двери открываю. Давай пойдем и договоримся». — «Да не нужны мне права, у меня нет денег даже на еду!» — «На бутылку водки-то ты мне наскребешь?» — «Ну на бутылку наскребу». — «Ну и все, получишь права, принесешь. А права еще никому не повредили…».
Мы реально пришли в ГАИ. Мне сказали: «Ок, завтра экзамен». Я опять села за этот учебник. Пришла, натыкала, и буквально сразу у меня загорелся красненький сигнал. Понятно, не сдала. Я было расстроилась, но пришел гаишник и сказал: «Молодец, ты сдала!» И выдал мне бумажку. Дальше самое сложное — вождение машины. А я же не умею, не знаю даже, куда ключ втыкать! Но Бог все-таки есть на свете, и он решил, видимо, меня от этого поберечь — каждый раз, когда я приходила на автодром, был страшный мороз. Раз пришла — отменили, второй — отменили. Звонит этот дедушка и говорит: «Где моя бутылка водки? Ты что еще не сдала?» — «Дак вот, мороз!». Он звонит начальнику ГАИ: «Ну мороз все время, не может девочка сдать!» — «Да ее права у меня уже давно лежат. Ладно, пусть приходит».

Ну и все, я права забрала. С ними мне, кстати, выдали коробку конфет и шампанское. Я говорю: «Это ж я вам должна вроде дать!» — «Мне ничего не надо, у меня этого шампанского и конфет выше крыши. Кушайте!». Довольная, купила дедушке бутылку водки. И положила права на полочку. Документы появились, а слона еще не было. Прошло еще два года, прежде чем мне действительно захотелось машину. И уже хоть что-то в государстве заработало — зарплату стали выдавать! К тому времени у меня у самой в ГАИ было очень много друзей. Я им сказала, что хочу научиться водить. Они мне привели инструктора автошколы. За пять дней он меня научил.

Первый день, он говорит: «Ну давай, поехали». — «Я не умею даже ключ втыкать в машину, никогда за рулем не сидела». — «Ключ так втыкается, педальки так нажимаются. Поехали». И мы поехали. Сделали круг по полю, а потом поехали на трассу. Мало того, по дороге забрали его знакомого. Едем. И знакомый говорит: «А че давно ли девочка учится, месяц, два?» — «Да первый день сегодня». — «Остановите, выпустите меня!» — «Сидеть!». Мне казалось, что ездили мы вечность, но на деле часа два. Было нежарко, но я от ужаса была мокрая буквально до трусов. Но и уверенность, что я могу сесть и поехать, появилась в этот же день. Подумала: «Ну да, вполне могу». К тому же, когда садишься в свою машину, ты сразу становишься другим человеком… Ощущение полной свободы.

На второй день мы начали ездить по городу, но я уже чувствовала себя нормально. На третий день тренировались с его курсантами парковаться и сдавать назад. У меня получилось с первого раза и очень понравилось. До сих пор нравится задом парковаться больше, чем передом. Мы еще поездили с ним. На пятый день он мне сказал: «Все, больше не приходи. Покупай себе машину и езди. Нечего тут кататься на моей машине в свое удовольствие». И я пошла, купила машину и поехала.

Поскольку я училась недолго, то об устройстве приборной панели знала, так скажем, немного. И вот я еду, а там загорается лампочка. Тогда я просто встаю на дороге, включаю аварийку и сижу, выпучив глаза, не знаю, что делать. Думаю, может, масло закончилось? Тогда, если поеду, сожгу мотор… Наконец, выхожу, открываю капот, смотрю туда. Тут же подлетает какой-то мужик: «Девушка, у вас проблема?» — «Да, у меня большая проблема, у меня горит какая-то красная кнопочка!» — тут по его лицу проходит такая усмешечка. — «Ничего страшного. Вы едете на ручнике». — «И все?» — «И все». Добавил, что его жена тоже на такой машине ездит, и он был бы благодарен, если бы в подобной ситуации кто-то тоже остановился и помог ей.

В аварии я попадала, даже переворачивалась. Но сама лично совершила единственное ДТП, когда только начала ездить на своей машине — въехала в стоящее впереди авто. У моей первой машины, если резко нажать на тормоза, они просто вылетали. Я об этом тогда не знала, пыталась затормозить перед светофором и слегка ударила тот автомобиль, но так, что даже следов не было. После этого я стала еще осторожнее. Можно сказать, что моя первая машина меня выдрессировала — научила ездить медленно и аккуратно. Я лучше лишний раз уступлю дорогу, если человек куда-то торопится, не буду соревноваться и бычиться. А возможности гонять были большие, если учесть, что у меня каждый гаишник был друган. Я могла себе что угодно вообще позволить, хоть вверх ногами ездить.

Я стараюсь соблюдать правила. Скорость не превышаю — гоняют только новички. Когда я начала ездить сама, то быстро поняла, что это может плохо закончиться. Так, до машины я хотела мотоцикл, и друзья-гаишники показали мне кладбище мотоциклов, которому, казалось, не было конца и края. Я помню, что это на меня произвело огромное впечатление, реально. Ведь за каждым разбитым мотоциклом, как правило, труп…

«СЕЙЧАС НЕ КУПИЛА БЫ МАШИНУ НИ ЗА ЧТО!»

Права: сдать или купить? Шесть реальных историй

Ксения, 41 год, водительский стаж 14 лет

 — Родители сказали, что помогут мне купить машину. Только поэтому я пошла в автошколу. Это было в 2007 году, мне было 27 лет. Я считала, что с машиной буду более мобильной, самостоятельной, это повысит мой статус.

В семье машины не было. Первым начал водить брат, к началу моего обучения он уже ездил, но у него была работа, семья, родился первый ребенок. Возможности мне что-то показывать у него не было.

В автошколе не нравилось абсолютно! Было очень тяжело. Каждое занятие — невероятный стресс. Может быть, только мне мой инструктор казался таким адским, не знаю.

Уроков я брала очень много. Кроме того, что училась с инструктором, мой брат договорился со своим приятелем, чтобы тот со мной занимался. Обычный таксист, ездил на раздолбанной «семерке». Естественно, машина его не была оборудована вторым комплектом педалей, и с ним мы ездили только на автодроме. Не могу судить, насколько это мне помогло, но да, наверное, это придало мне какую-то уверенность — он не говорил каждые три секунды, как у меня все плохо, какая я тупая, какого хрена вообще я села за руль. Примерно так вел себя мой инструктор от автошколы.

Однажды мы остановились на обочине. Не помню, что я сделал, но точно не то, за что человека стоило бы ударить. Инструктор начал орать. А я в такие моменты просто выключаюсь. Он орет, я смотрю вперед и думаю: «Зато можно никуда не ехать». Возможно, у меня было очень надменное лицо. Так бывает, когда, а задумываюсь. И в какой-то момент он меня толкает в плечо, довольно сильно, со словами: «Ты вообще меня слышишь или че?!» — «Да, — ответила я, — слышу».

Хотя, надо сказать, когда мы приехали на автодром первый раз, у меня сразу получилась змейка, еще что-то получилось с первого раза. Но за все время, сколько я с ним ездила, он только однажды выдал мне что-то вроде похвалы. Когда мы сдавали внутренний экзамен, нужно было развернуться, и я разворачивалась не с прилегающей территории, потому что не любила этот прикол, а на дороге. И, видимо, ему сказали, что я выполнила маневр хорошо. Тогда он сказал: «Ты меня вообще удивила, так нормально ездила…» Сейчас у меня нашлось бы что ему ответить.

При таком отношении, наверное, стоило уйти к другому инструктору. Но в 27 лет у меня было какое-то такое ощущение, что… ну тебе же и должно быть тяжело. Но больше всего я боялась, что новый окажется еще хуже, и тогда своего я буду вспоминать как манну небесную.

Мысль купить права, наверное, у всех бывает, когда ты тратишь время и силы, а результата нет… Когда первый раз не сдала, да, я думала о такой возможности.

На первом экзамене я завалила автодром — откатилась на горке. Причем она у меня получилась с первого раза во время обучения и получалась всегда, хотя все говорили, что это самое сложное. Мне дали возможность пересдать этот элемент. Но я так нервничала, что у меня снова не получилось. После несдачи у меня не было никакого желания видеть своего инструктора еще хотя бы один раз в жизни. Я просто ушла, и весь этот мир, связанный с автошколой, как отрезало вообще.

Перед самым Новым годом я пошла в ГАИ на пересдачу. И это было чистое везение. Точно так же мне могло не повезти. Не то чтобы я была таким плохим водителем, но мне, как человеку довольно нервному, очень тяжело даются экзамены сами по себе. Но вот да, мне фортануло. Думаю, что никто не собирался ни до кого докапываться, все были в хорошем настроении. Все прошло довольно быстро.

Не уверена, что, не сдав со второго раза, пошла бы на третью попытку. Но меня поразили люди, которые не сдали теорию. Серьезно? Не выучить вопросы? Это же просто сел и запомнил.

Я бы не стала водить точно, плюнула бы на то, что у меня есть права, если бы мы уже не купили машину. Не помню точно, либо чуть раньше, чем я получила права, или сразу после. То есть у меня не было времени подумать и сказать: «Да ну нафиг». Если купил сапоги, и они не нравятся, то их можно вернуть в течение двух недель. Машина — это дорогая покупка, ее так не вернешь. И все, пришлось ездить.

После обучения парковку, конечно, пришлось полностью осваивать самой. Не знаю, как сейчас, но раньше нас учили: увидел вот эту палку, выкручивай руль… В городе по сути мы просто ездили и останавливались, прижимаясь к обочине. Считай, у меня все три аварийных случая — на парковке или стоянке. Но ничего опасного, никого не было рядом, а машина полностью застрахована. К счастью, у меня ни разу не было ДТП на дорогах.

Не могу сказать, что у меня к настоящему моменту появилась полная уверенность за рулем. До сих пор бывает такое состояние… Не совсем паническая атака, но когда тебе кажется, что все, ты сейчас не поедешь никуда. Но я поняла, что в таком состоянии не нужно никому ничего доказывать, а поступить так, как тебе удобно.

Каждому, кто хочет начать водить, стоит проводить психологическую терапию и объяснять, что машина ему не нужна. Потому что это экономически невыгодно, это огромный геморрой, это добавляет тебе стресса, не только от опасных ситуаций на дороге. Периодически с машиной все равно что-то случается, кто-нибудь тебе дверь в дверь откроет, например.

Сейчас я не купила бы машину ни за что. Свою, если срочно понадобятся деньги, продам. Если бы у меня было много денег, я бы сделала, как одна знакомая, — наняла машину с водителем. И не нужно ничему учиться, думать о парковках, прохождении ТО, покупке запчастей, о том, чтобы тебя не обманули, и так далее.

«ЕСЛИ Б НЕ СТАЖ, СДАЛА БЫ НА ПРАВА ОФИЦИАЛЬНО»

Права: сдать или купить? Шесть реальных историй

Альбина, 42 года, водительский стаж 15 лет

 — Не было фанатичного желания иметь машину, но когда исполнилось 25 лет, я решила — пора. Тогда появилась возможность по случаю приобрести права — раз; это было дешевле и, естественно, быстрее учебы в автошколе — два; ну и я видела, как мучаются мои друзья, которые пошли учиться на права, с какими нервами и взятками пытаются сдать, — три. Наверное, это наглость, но я для себя решила, что могу научиться безопасно ездить без автошколы, смогу быть хорошим, аккуратным водителем.

В то время в нашей компании одновременно несколько человек учились и сдавали на права. Кто-то из тех, кто учился в автошколе, покупал вождение, кто-то — теорию. Мне кажется, мало кто тогда сдавал все полностью сам.

Знакомый покупал права жене и упомянул об этом. Я сказала, что тоже хочу. И приобрели: его жене и мне. Там как-то все мутно было — встречались ночами в каких-то темных подворотнях. Мне дали документы об окончании автошколы и, соответственно, само удостоверение. Тогда же мне из другого города пригнали машину.

Было очень страшно… Я просила друзей привозить меня на автодром, и с утра до вечера там колесила. Перед этим изучила инструкцию к машине, разобрала правила дорожного движения, потренировалась проходить экзаменационные тесты по теории, откатала элементы автодрома — все эти параллельные парковки, змейки, горки, гаражи. Из принципа решила, что должна научиться делать то, что делают обычные курсанты.

Было лето, стояла жара, плюс волнение. К концу дня, проведенного на автодроме, я была вся мокрая, в кедах хлюпало. Меня привозили домой, а на следующий день снова на автодром. И так неделю. Потом с подругой, которая как раз недавно сдала на права, первый раз мы выехали в город. Я ее выбрала, потому что знала, что она спокойная и хорошо объясняет, толк будет. С ней мы катались тоже где-то в течение недели, потихоньку, не в час пик.

Поначалу меня очень пугали повороты налево. Я предпочитала повернуть направо и там где-нибудь развернуться, но только не налево. И крупный транспорт тоже пугал. Мне казалось, что водители там сидят и ничего не видят. Сложно было парковаться в центре. Не раз слышала от сдающих, что параллельная парковка, въезд в бокс — это ад. Я решила, что должна это освоить, и не успокоилась, пока не научилась.

С самого начала и до сих пор я особенно не гоняю. Знаю, что когда еду медленно, у меня больше возможностей предотвратить столкновение, ДТП, какие-то нарушения. Сейчас вон народ носится на самокатах в наушниках — не смотрят, куда едут, да еще и не слышат! Муж одной моей знакомой, когда она начинала водить, сказал ей одну вещь, которую я запомнила навсегда: «Садишься за руль, вся ответственность на тебе! Вокруг могут быть лихачи, дураки, неадекватные люди. Будь предельно внимательна, перестраховывайся, рассчитывай только на себя».

Если бы была возможность, я бы наверное сейчас для себя сходила и получила права официально. Останавливает то, что я в этом случае теряю стаж и страховку. Да и не хочется всю эту историю ворошить.

Аварий по моей вине не было. А вообще в аварии я попадала, конечно. Один случай: едущий впереди автомобиль резко затормозил, водитель решил припарковаться. Я, чтобы не врезаться, тоже затормозила, и в меня въехала идущая следом машина. Водитель вышел, наорал на меня. А я: «Чувак, держи дистанцию, и не будет проблем». Вот такие были случаи, по мелочи.

Более или менее расслабляться за рулем я начала месяца через три после начала вождения. Но ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно на дороге, периодически случаются до сих пор. Бывает, едешь и думаешь: столько лет за рулем, и вдруг какая-то растерянность… Долго боялась выехать на трассу. Отважилась только, откатавшись по городу несколько лет.

Зато, когда села за руль, город почувствовала по-другому, не как пешеход или пассажир общественного транспорта. Это какая-то другая реальность! Мне нравится, что с машиной появляется свобода — есть время, сел и поехал за город. Это ощущение ничем не передать. А не вот это вот: «Вы поедете за грибами? Возьмите меня!».

Нет, не всем нужно водить. Я для себя давно провела параллель между вождением и игрой на барабанной установке. Не все могут играть на барабанах, у кого-то слуха нет, у кого-то чувства ритма. Не важно, мужчина или женщина. В этом отношении очень важно умение остановиться и сказать: не мое. У меня есть знакомые, муж с женой, оба сдали на права, купили машину, полгода поездили, поняли, что не их это, продали машину и ездят на такси.

Однажды ехали по трассе. Дорога была долгая, выматывающая, ночь надвигалась, очень хотелось домой — я гнала побыстрей. И проезжаю мимо аварии. Смотрю: тело прикрыто. Это, конечно, жутко. Я сразу скинула скорость. Думаю: «Нафиг, я никуда не тороплюсь. Лучше живая доеду, чем потом так на асфальте лежать…».

«МЕНЯ ТАК ТРЯСЛО, ЧТО Я ПОНЯЛА: СДАЮСЬ»

Права: сдать или купить? Шесть реальных историй

Галина, 39 лет, водительский стаж отсутствует

 — Я пошла в автошколу за компанию с лучшей подругой в 2007 году. Мой совет — никогда так не делайте. Если уж идти учиться водить машину, то только когда это нужно именно вам.

Машины никогда в семье не было, безмашинная семья абсолютно. Поэтому я не представляла, где газ, где тормоз, что там вообще в машине происходит. Мой первый инструктор был не сильно доволен, что я с нуля учусь водить. Типа: вот еще одна, которая совсем ничего не умеет. До экзамена он меня так и не довел, мы докатывали учебные часы со вторым инструктором.

Но главная сложность, как мне кажется, была в том, что по своей природе я человек рассеянный, забывчивый. Считаю, что людям, которые могут что-то пропустить, не заметить, лучше не садиться за руль. Это относится и к тем, кто по природе своей слишком нервный. И это тоже обо мне. Поэтому и учиться было непросто. А еще, когда ты за рулем, надо сразу видеть все со всех сторон, уметь оценить ситуацию, обладать хорошими навыками рационального мышления. Наверное, у меня они не слишком хороши.

Рассказать страшную историю? Однажды я вошла в поворот на третьей передаче практически без тормоза. Оттормаживал в итоге инструктор. Наверное, он тогда поседел. Кстати, я ему обещала испечь тортик за тот случай, но так и не испекла. А вообще, считаю, инструкторам автошкол надо ставить памятники при жизни, у них действительно непростая работа.

Хотя инструктора бывают разные. Первый, с которым я занималась, был, как говорится, моей полной противоположностью. Мог сказать что-то грубое, от чего я впадала в ступор. Помню, что он постоянно говорил, что я ему машину порчу, что у него со мной стартер уже сгорел. Но он был не ужасный, ему со мной было, наверное, тоже сложно… Во всяком случае у меня не возникало мысли на него пожаловаться. Просто мы действительно были совсем разные. Но ведь нельзя же было выбрать себе подходящего инструктора. Можно? Если так, то решив учиться сейчас, наверное, я бы почитала отзывы и пошла к какому-то конкретному специалисту.

Вообще я считаю, что в моем случае нужно было больше объяснять и меньше злиться. Большой проблемой, повлиявшей на конечный результат моего обучения, насколько я понимаю, было и то, что я так и не почувствовала машину. Не помню, говорила ли я это своему инструктору. Наверное, это было на эмоциях. То есть он злился, и я не могла объяснить четко, что у меня не так. А это очень важно — понимать, как ориентироваться по зеркалам, чувствовать габариты, и так далее.

Когда нас вывели на экзамен, я без проблем сдала теорию и площадку. Когда приехали на автодром, один из инструкторов угощал курсантов пирожками, которые специально к экзамену напекла его мама. Я прямо запомнила эту картину. Еще подумала: это так по-человечески! Такими, мне кажется, и должны быть инструкторы.

По глупости завалила город. Почему-то решила, что уже набрала критическое количество баллов, которое обеспечивало несдачу, заволновалась еще больше и, когда поступила команда остановиться, я не обозначила маневр поворотником. Из-за этого и не сдала. Было очень обидно. Подруга, с которой я поступала, кстати, сдала без проблем.

После этого я ходила пересдавать, уже в ГАИ. Запомнила, что нас, пересдававших, приветствовали: «Здравствуйте, смертнички!» Как-то это не добавляло уверенности. Конечно, лучше было бы сдавать со своей автошколой, где были больше заинтересованы, чтобы мы сдали, знали нас, поддерживали.

Все прошло очень быстро, даже слишком. За рулем менялись курсанты, никто не сдавал. В тот раз я волновалась еще сильнее, даже не помню, какие именно ошибки совершила. Но никаких претензий к инспекторам не возникало. А вот когда не сдавал очередной курсант, сидевший со мной в машине подвоза, почему-то казалось, что к ним чересчур строги и ставят несдачу незаслуженно.

После всего этого меня так трясло, что я поняла: сдаюсь, не мое. Зато после автошколы я стала намного внимательнее на дорогах как пешеход. Перехожу в неустановленном месте только в крайнем случае, а обычно стараюсь вести себя так, чтобы не доставлять водителям дискомфорта. Оказавшись у перехода, всегда смотрю, особенно если дорога многополосная, остановились ли водители на всех полосах. Раньше я этого не делала, могла увидеть, что ближайшая машина остановилась, и почесать.

Пока желания проходить все это заново тоже нет. Но я не буду зарекаться. С нами в группе училась женщина, которой на тот момент было около шестидесяти. Вдруг я к этому возрасту созрею? Ведь в том, чтобы иметь машину, есть большое преимущество, особенно, если есть дача, если хочется съездить в лес за грибами, ягодами. Но минусов не меньше.

«СДАЛА С ПЯТОГО РАЗА. УЖЕ БЫЛА УВЕРЕНА В СЕБЕ НА СТО ПРОЦЕНТОВ»

Права: сдать или купить? Шесть реальных историй

Нина, 66 лет, водительский стаж 2 месяца

 — До 62 лет я работала в Надыме, вышла на пенсию, хотя много раз звали остаться. Решила переехать в Тюмень к дочери, но купить здесь вместо квартиры участок земли, чтобы не воевать за каждый сантиметр придомовой территории ради посадки цветочков, а полноценно заниматься садоводством, жить на природе. Сейчас обустраиваю участок, выбираю проект бани. Одна проблема — из города добираться сложно. Поэтому подумала и пошла в автошколу. У мужа была машина, но желания и потребности учиться ездить у меня раньше не было. А несколько лет назад супруг тяжело заболел и умер.

Пришлось поучиться в нескольких автошколах. Первый инструктор мне посоветовал перейти на автомат ради удобства. Хотя механика мне понравилась, я поняла ее смысл, что такое первая передача, вторая, что делать, чтобы не глохла машина, и так далее. Но там на автоматах не учили, и я перешла в другую школу.

Второй инструктор сразу посадил меня за руль, и я первый раз поехала по городу на автодром сама. Едем мы, прошло уже какое-то время, я поглядываю на инструктора, а он сидит так откинувшись. Смотрю, а он храпит… И вдруг вскинулся — проснулся, смотрит: а мы проехали. Включил аварийку, и мы сдали назад до поворота на автодром. Вот такой был первый раз в городе. Приехала в тот день мокрая, аж по спине текло.

Но и во второй школе позаниматься удавалось мало, поэтому я ушла в третью. С моим последним инструктором мы прекрасно сработались, он меня многому научил.

В первый раз сдала теорию и площадку, завалила вождение — на повороте с ул. Пермякова на ул. Логунова при проезде автобусной полосы задела сплошную. И пошли пересдачи. К тому же началась пандемия, это еще больше растянуло процесс. Мне все знакомые говорили: «Да купи ты права, не парься». А мой третий инструктор сказал: «Лучше дольше позанимайся, но я тебя научу ездить, чем отдашь деньги и потом будешь мучиться». Вот за это я его уважаю. Не было никаких унижений, оскорблений с его стороны, а только спокойное, доброжелательное отношение к ученикам.

Сдала экзамен с пятого раза. Уже была уверена в себе на сто процентов. Не было ни страха перед экзаменатором, ни волнения. Команды я понимала, в контакт мы вошли, и хотя инспектор меня ставил в жесткие условия, но я не молчала, спорила с ним, доказывала.

Инспектор дает команду: поставить автомобиль на стоянку параллельно проезжей части, двигаясь задним ходом. И место конкретное указывает. Я осмотрелась, начала маневр и вижу, что приближается машина. Причем водитель понимает, что учебка, но все равно прет. Я, чтобы не создать ему помеху, решаю ускориться. Ну, газанула и оказалась очень близко от бордюра. Инспектор говорит: «Вы видите, где поставили машину?» — «Вижу. Но я не ударилась о бордюр, не шаркнула, могу спокойно выехать. Вы заметили, что я ускорилась, чтобы освободить место проезжавшей машине». Но экзаменатор все равно поставил три балла. Думаю: «Ладно, ты меня разозлил!» Приехали на узенькую улочку, где он дает команду развернуться в ограниченном пространстве. Так и хотелось спросить: «А сам-то ты смог бы здесь развернуться?» Но я была уверена в своих силах и все сделала. Права получила в июле.

В общей сложности училась год. Проездила все сезоны — и грязь, и слякоть, и снег. Вот молодым, бывает, подфартит, они сдадут махом, а как потом будут ездить, еще не известно. А я, чтобы набраться опыта, дополнительно нанимала инструкторов, не торопилась.

Я получила высшее техническое образование. Ездить мне нравится. Нравится сама машина, движение. Благодаря урокам вождения я гораздо лучше узнала Тюмень. Больше ездили на Маяке. Там я знаю каждую улочку, каждую ямку.

Недавно ездила с инструктором, чтобы не терять навык, пока не купила свою машину. Говорю: «Ну что, куда вас отвезти, товарищ пассажир?» Поехали. Вот тогда почувствовала себя настоящим водителем.

«САМЫЙ КАЙФ БЫЛ, КОГДА ПАРУ РАЗ УГОНЯЛ У ОТЦА МАШИНУ…»

Права: сдать или купить? Шесть реальных историй

Виталий, 46 лет, водительский стаж 27 лет

 — Когда я был маленький, лет пять-шесть, то в автобусе всегда старался встать на передней площадке, рядом с водительским местом, чтобы смотреть на дорогу, на то, как водитель рулит, переключает скорости. Мне это все страшно нравилось. Я даже мечтал тогда, как вырасту и стану водителем автобуса.

Учиться водить машину я начал, наверное, лет с тринадцати. Однажды улучил момент и попросил отца. Когда ездили с родителями на дачу, на пустой проселочной дороге он садил меня к себе, и я рулил. Потом уже он пускал меня за руль одного. Первые моменты за рулем — настоящая эйфория. Было супер ощущать, что ты сам ведешь машину, она тебя слушается, рулишь, ямки объезжаешь. Был такой аттракцион — автодром, машинки с палками. Похожее ощущение, но, конечно, мощнее. Со временем я мог сам ездить не только по дальней проселочной дороге, но и от самой трассы до дачи. Конечно, без прав. Чем больше опыта я набирался, тем больше отец мне позволял.

Самый кайф был когда еще до получения прав, пару-тройку раз угонял отцовскую машину и ездил по городу с друзьями. Тогда это был шик! Стояла зима, за рулем жутковато, но пер адреналин. Кайфово и страшно! Вот после этих угонов, наверное, почувствовал себя по-настоящему уверенно на дороге.

Бросить учиться водить никогда не хотелось. Конечно, отец периодически орал на меня, но как негатив это не откладывалось в памяти. Потом он всегда говорил, что погорячился, а я ехал в принципе нормально.

Когда мне исполнилось 18 лет, отец сказал: «Получишь права, отдам тебе свою машину». Естественно, стимул был огромный. Практика вождения к тому времени у меня, считай, была. Нужно было сдать теорию. Я начал зубрить. Но, поскольку у отца был хороший знакомый в ГАИ, мы решили все-таки пойти проторенным путем и договориться.
В назначенный день я пришел в аудиторию, сел и наравне со всеми начал сдавать, но совершил больше ошибок, чем позволяли правила сдачи экзамена. Короче, засыпался. Экзаменатор тогда громко сказал, что у меня неправильно заполнен табель, и попросил заполнить заново. Я пошел заполнять. Немного потянули время, пока все остальные не закончили экзамен, и он поставил мне оценку «Сдал». Это было в 1994 году, как раз особого порядка не было, многое делалось по блату, по знакомству. Те, у кого были знакомые в ГАИ, конечно, пользовались этим. Кто-то покупал, а мы баш на баш — у отца тогда были связи. Я не горел желанием сдавать на общих основаниях. Теория мне почему-то казалась менее важной, чем практика. Я был в себе уверен и не считал, что незнание каких-то нюансов теории помешает мне нормально ездить.

На моей совести две аварии. Их, конечно, можно было избежать. Однажды я поворачивал со второстепенной дороги налево и просто не увидел машину, которая двигалась по главной, хотя уже был опытным водителем. В итоге въехал ей в корму. С тех пор головой верчу во все стороны, прежде чем совершить подобный маневр.

А вот вторая авария могла стать фатальной… Мы ехали с другом зимой по загородной дороге, спрессованному снегу, фактически по льду, на летней резине. Почему? Времена такие были, да и денег особо не было на зимний комплект. Ну и беспечный был, конечно, ездил где-то год всего. Нам надо было выехать на трассу. Скорость — около шестидесяти. Когда до трассы оставалось метров пятьдесят, я начал притормаживать, а машина как ехала, так и едет, ее просто несет. Состояние было близкое к панике. Что там на трассе — толком не видно. Принял решение: если на скорости повернуть, то закрутит, и неизвестно, что будет, лучше проеду прямо. В общем, промчался перед самым носом у грузовика, который шел нам наперерез, и врезался в сугроб на обочине. Счастье, что грузовик только бампер мой зацепил. Авария была легкая, особенно по сравнению с тем, что могло бы быть — бочину могли расхлестать, смять… Водитель грузовика вышел: «Ребята, вы что хулиганите?!» — «Нас понесло, езжайте, у нас претензий нет!» — «Ну, ладно». И уехал. Нас даже вытаскивать не пришлось. Я просто развернулся на широкой обочине и потихоньку поехал. Понятное дело, что с тех пор я стал просчитывать свои действия на несколько шагов вперед и забыл про езду на летней резине зимой.

Сейчас новичкам не позавидуешь — сложнее стало ориентироваться в современных городских дорожных потоках, интенсивность движения увеличилась в разы. Внимание должно быть всегда на пределе. Хотя вождение — это элементарное занятие, что там может быть такого сложного? Если нет каких-то медицинских противопоказаний, водить могут все. Другое дело, что не всем нравится.

Машина для меня — это друг, помощник и, безусловно, источник удовольствия. Одна из современных тенденций — отказ от личного транспорта, использование каршеринга, такси. Выходит даже дешевле, чем иметь машину. Но для меня это неприемлемо. Не могу представить, как ехать на дачу на такси, когда надо по дороге заскочить в десяток мест — что-то купить, кого-то забрать. Сколько я всяких досок, стройматериала перевез… А урожай? Или летом поехать путешествовать всей семьей… На такси? Невозможно.

«СЕЛ ЗА РУЛЬ, СЧИТАЙ, ЧТО ТЫ С ОРУЖИЕМ»

Права: сдать или купить? Шесть реальных историй

Александр Сидоров, 40 лет, водительский стаж 21 год, стаж работы автоинструктором 14 лет

 — Хороший водитель — тот, кто безаварийно ездит. Для этого нужны опыт и отчасти удача. Главные качества такого водителя — самообладание, контроль. То есть, за рулем нельзя терять голову, эмоции не должны брать верх. И внимательность, само собой. Это нормальные качества профессионального водителя. Кто невнимателен, к сожалению, более опасен.

Научить водить автомобиль можно любого. Просто кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. Главное — найти подход к человеку, и все пойдет.

Твердо убежден в том, что каждую работу должен выполнять профессионал. Обучение водителей — не исключение. Поэтому, конечно, подготовка в автошколе и своими силами, с помощью родственников и знакомых, отличается. То есть, я не поверю, что кто-то из них сделает это лучше меня. Но те водители, которым в 1990-е права, так скажем, подарили, и те, кто учился в автошколе, сейчас, по-моему, ездят одинаково. Первые набрались опыта, а вторые, даже самые прилежные, подрасслабились. Можно сказать, что время и опыт всех уравнивают.

Главное, с чем от меня должен уйти будущий водитель, — это понимание, что важнее всего безопасность на дороге. Ведь если ты идешь по улице и случайно задеваешь кого-то плечом, то извиняешься и идешь дальше. А когда ты в автомобиле? Это же как заряженное ружье, с ним надо уметь обращаться. Так что если уж сел за руль, считай, что ты фактически с оружием. К вождению надо подходить с холодным расчетом, быть начеку, даже если давно за рулем. Ведь и опытные водители допускают нарушения.

Не помню, чтобы я отказывался от ученика. Думаю, такого в мой практике не было. Для меня же как: сложный ученик — это своего рода вызов. Ну что я плохой инструктор, что ли, чтобы не справиться с этим? Это испытание, которое я должен пройти, преодолеть. Интереснее ли со сложными учениками? А вот это под настроение. Я же тоже живой человек, порой и у меня бывает хандра, апатия. Но чаще всего, практически всегда, у меня настрой побеждать. При этом очень важно, чтобы сам человек хотел научиться водить. Тогда он ставит себе цель и идет к ней. А иначе не в прок пойдет.

На то, что экзамены сдают сейчас по нескольку раз, влияет, конечно же, уровень подготовки кандидата, а также Его Величество Случай и Госпожа Удача. Действительно бывает, когда ну просто не везет. За последний десяток лет количество раз, за которые в среднем кандидат в водители сдает экзамен по вождению, изменилось. Раньше, по статистике, больше половины кандидатов в водители, выходивших на экзамен, его сдавали. То есть я шел на экзамен и знал, что ребята в основном сдадут. Сейчас иду на экзамен и, поскольку я реалист, понимаю, что больше половины не сдаст.

Теперь принимают более сурово, чем раньше. Раньше помягче, полояльней все это было — лево, право, разворот, если инспектор видит, что человек едет, останавливает, экзамен сдан. Сейчас есть список заданий, которые нужно выполнить. Экзамен фиксируется на видеокамеры, изменились регламенты. Поэтому инспекторы принимают более строго, что и привело к снижению статистики по сдаче экзамена.
Бывало, что не сдавшие жаловались на инспекторов. Заканчивалось по-разному. Но, чтобы не дать конфликту разрастись, я стараюсь сразу же разъяснить ситуацию, в том числе объясняю ученику, какую ошибку он совершил и почему не сдал. Чаще всего — в последнее время сто процентов — если не сдают, виноваты сами.

Меня учил инструктор Сергей Геннадиевич, фамилию, к сожалению, не помню. Но на самом-то деле я начал учиться водить намного раньше, во дворах с пацанятами. Ездили на чем попало, научились сами, как могли. А уже потом инструктор вложил в меня знания.

Я учу намного строже соблюдать ПДД, чем учил меня Сергей Геннадиевич, поскольку этого требуют современные регламенты. Это раньше нам могли простить не включенный поворотник, что-то еще. Но! С другой стороны, за какой-то косяк я мог и подзатыльник получить. Или просмотрел знак, а инструктор специально проедет подальше, допустим, через мост Пермякова, и говорит: «Знак видел?» — «Нет…» — «Беги смотри!» И бежишь. Зато доходило до нас, мужиков, и мы никогда не жаловались. Сейчас представить, что ты говоришь ученику: «На тебе кривой, иди заводи машину», или «Иди колесо меняй», «Толкай машину», невозможно. Это ушло в прошлое.

Совет водителям, особенно начинающим: не переоценивайте свои возможности, не ждите, что за вас кто-то что-то сделает, подскажет, не летайте в облаках, будьте внимательны.

Фото Татьяны Панкиной и из архива собеседников

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
Как организовать дистанционное обучение для ребенка: советы педагога-психолога
Как организовать дистанционное обучение для ребенка: советы педагога-психолога
В Тюменской области на дистанционное обучение перевели уже 135 классов.
На международном инклюзивном форуме «Независимость в движении» выступит тюменский эксперт
На международном инклюзивном форуме «Независимость в движении» выступит тюменский эксперт
Форум пройдет в Международный день белой трости, 15 октября.
Викуловские пчеловоды отправились в "Школу фермера"
Викуловские пчеловоды отправились в "Школу фермера"
По итогам учебы слушатели составят бизнес-план и могут принять участие в программе «Агростартап».
ФК «Тюмень» уступил лидеру турнирной таблицы на домашнем поле
ФК «Тюмень» уступил лидеру турнирной таблицы на домашнем поле
Матч с «Волгой» из Ульяновска закончился со счетом 1:3.
Очередного горе-водителя, который заехал на мост Влюбленных, разыкивает ГИБДД
Очередного горе-водителя, который заехал на мост Влюбленных, разыкивает ГИБДД
Видео с поездкой по пешеходном мосту появилось в соцсетях.