Dipol FM | 105,6 fm
72.88
85.49

Звуки города: блюз тюменских переходов

Корреспондент «Вслух.ру» отправился изучать репертуар тюменских «подземелий» и проникся их блюзом.

_Уличные музыканты, — привычное явление для крупных городов мира. В Москве они обитают в переходах, в Нью-Йорке — в метро. В Тюмени же талантам долгое время выступать было просто негде, по крайней мере, зимой. Построив несколько подземных переходов, Тюмень получила не только удобную и безопасную дорожную инфраструктуру для пешеходов, но и настоящие концертные площадки. Корреспондент «Вслух.ру» отправился изучать репертуар тюменских «подземелий» и проникся их блюзом._

Сосчитать всех музыкантов, выступающих в переходах, практически нереально. Можно для удобства разделить их на две категории: постоянные (играющие по расписанию) и импульсивные (спускающиеся под землю, когда захочется). Местами их выступлений традиционно становятся переходы на ул. Максима Горького и ул. Пермякова. Причем, как признаются сами исполнители, пермяковский переход им не очень нравится: холодно там, сыро и как-то недружелюбно. Зато там всегда есть свободные «окна».

_Бард Андрей Нестеров в переходе на ул. Пермякова_

Тюменцы могут случайно услышать в переходе флейту, гитару, аккордеон, скрипку и вокал. Пока подземный ансамбль Тюмени состоит именно из этих инструментов. Летом к нему добавляются барабаны и многое другое, что привозят в город музыканты, бывающие здесь проездом.

_"А можешь Высоцкого?!" - типичная сцена в переходе_

Можно заметить, что сменяются музыканты где-то раз в час. Происходит это в порядке живой очереди. За день здесь проходит умопомрачительное количество горожан, редко кто из них надолго останавливается, чтобы послушать музыку. Как правило, это либо крайне нетрезвые тюменцы, либо настоящие поклонники исполнителей. Так уж получается, что постоянно спускаясь сюда в одно и то же время, человек волей-неволей прикипает к нескольким музыкантам и может узнавать их по голосу в первые секунды, как только откроет дверь перехода.

Артемий Плынский
================

Звуки города: блюз тюменских переходов


Инструмент: вокал, гитара

Стаж: больше года

Репертуар: русский и зарубежный рок


> «Играю я множество самых разных песен, в основном это то, что мне самому нравится. В том числе песни мои и песни друзей-музыкантов»

Цель: «Для меня такие выступления — и заработок, и самореализация, и удовольствие, а также способ поделиться с окружающими тем, что они вряд ли когда-то услышат по радио. В некотором роде это просветительская деятельность».

В первый раз Артемий взял в руки гитару и спустился в переход, когда срочно понадобились деньги, а занять их было не у кого. Во время первого выступления сделал для себя много открытий и выводов, а попутно получил и удовольствие от игры.

«Для меня игра в переходе является основным заработком на данный момент. Хочу реализоваться в этом плане на более профессиональном уровне», — поделился планами музыкант.

Артемий неплохо управляется со своей гитарой и поет довольно громко, узнать его, если раз услышал, легко. За время написания материала корреспондент «Вслух.ру» виделся с ним трижды.

Игорь Щеглов
============


Инструмент: вокал, гитара, губная гармошка

Стаж: пять лет

Репертуар: около 40 собственных песен, русский и зарубежный рок


> «Люблю исполнять The Beatles, Цоя. Главное, чтобы мне нравилось, потому что людям, как мне кажется, по барабану».

Цель: «Единственный способ заработать»

Игорь Щеглов пел свой «маленький блюз», когда я впервые услышал его в переходе на ул. Максима Горького. Блюз этот, как полагается, сопровождался вокальной партией с хрипотцой и соло на губной гармошке. Прохожие то и дело кидали монеты в копилку музыканта.

Звуки города: блюз тюменских переходов

«Я не скажу, что здесь сахар. Но вынужден играть, потому что не получается официально устроиться на работу, — признался он. — Я с Севера, из Стрежевого, это рядом с Нижневартовском. В Тюмени уже лет двадцать. Иной раз бывает, что за весь день никто кроме тебя из музыкантов сюда не приходит, так можно за день штуку-две заработать».

Публике, по мнению исполнителя, все равно, что слушать. В основном они мрачно проходят мимо, всем своим видом олицетворяя кризис. «Хотя есть люди, которые улыбаются и благодарят за музыку. Но таких мало», — отметил Игорь Щеглов.

Звуки города: блюз тюменских переходов

Наверное, это один из самых разносторонних музыкантов тюменских переходов, потому что владеет он не только гитарой и губной гармошкой, но и клавишными. «Я работал над голосом с репетиторами, меня учили петь. В Тюмени это пока единственная сцена для меня. В кафе и ресторанах все занято, — уверен он. — Все деньги уходят на семью, маме помогаю».

В репертуаре Игоря Щеглова есть песня о Тюмени, которая далась ему довольно трудно. По моей просьбе он исполнил отрывок. Звучит многообещающе. Автор хочет записать песню в студии, в хорошем качестве, чтобы она стала неофициальным «солнечным» гимном города. Желающие помочь ему в этом материально могут найти исполнителя «ВКонтакте».

Галина Катаева
==============

Звуки города: блюз тюменских переходов


Инструмент: вокал

Стаж: больше года

Репертуар: российская эстрада, лирика


> «Пою то, что мне нравится, что на душу легло».

Цель: «Я черпаю в этом жизненные силы. Это придает мне уверенности в себе, дает свободу».

Звуки города: блюз тюменских переходов

Если услышите мощный, звонкий женский голос, который поет о любви и узелке, который то завяжется, то развяжется, знайте, это Галина Петровна Катаева. Издалека кажется, что она поет, а капелла, но это не совсем так. Ей помогает небольшой проигрыватель с крошечным динамиком, который умещается в руке.

«Многие акцентируют внимание на том, что это заработок, но для меня это не совсем так, — говорит Галина Катаева. — Можно было бы сказать, что я пою за идею, но тогда нужно убрать эту тарелочку для денег. Просто когда ее нет, я не знаю, как оценивать себя. Это как мера моего творчества, ведь люди теперь не слишком щедрые, да и время сейчас не то, чтобы разбрасываться деньгами».

«Мера» эта, впрочем, помогает пенсионерке и финансово. По крайней мере, это денежный вклад на продукты и подарки внукам. «Перед публикой мне не страшно, но я стараюсь абстрагироваться от людей. Стараюсь слышать, что я пою, мне не хочется подвести слушателя, оскорбить его своим пением, — призналась исполнительница. — Бывают агрессивные прохожие, особенно старики. Одна бабушка постоянно злится, что я здесь стою и пою, говорит мне: „Я работаю, а ты здесь сидишь, дурочку валяешь! Иди работай!“ Ну я спокойно отвечаю, что свое уже отработала. Правда, чаще говорят, что им нравится, как я пою».

_В Тюмени уже сформировалось небольшое сообщество подземных музыкантов. Оно довольно закрытое, о своих коллегах исполнители говорят не слишком охотно. Еще я успел познакомиться с бардом Андреем Нестеровым, его репертуар состоит из песен «Машины времени» и собственных произведений. С еще одним исполнителем мне так и не удалось поговорить и даже узнать имя: в первый раз он слишком стеснялся, во второй был слишком занят._

_Вместе с обычными музыкантами-одиночками в тюменских переходах порой выступают достаточно известные коллективы. Летом там можно было застать этно-барабанщиков «Небо и Земля» или же тюменскую группу Gilead в полном составе, чей альбом был восторженно встречен российским фолк-сообществом._

_Люди, обслуживающие переходы, относятся к музыкантам с пониманием, общаются с ними и, кажется, даже ценят их творчество. Все-таки есть что-то в этом эхе, которое отдается в подземельях, заставляет замедлить шаг и даже остановиться на пару секунд, когда кто-то с гитарой среди дневной суеты поет о вечном._

#####В процессе подготовки этого материала мы решили не останавливаться на музыкантах в переходах и шире взглянуть на альтернативную «звучащую» культурную жизнь Тюмени. Наша редакция постарается рассказать читателям о музыке, рождающейся в тюменских гаражах, звучащей в барах, ресторанах, клубах и вырывающейся на сцены крупных фестивалей.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!