Dipol FM | 105,6 fm
72.88
85.49

Вячеслав Воронцов: Достаток людей все больше зависит от уровня образования

Гость онлайн-конференции «Вслух.среда» уверен: чем раньше школьники получат представление о своей будущей профессии, тем лучше.

_На сайте «Вслух.ру» состоялась онлайн-конференция «Вслух.среда», посвященная профессиональной ориентации школьников. Наш гость — директор департамента образования администрации Тюмени Вячеслав Воронцов._

— Вячеслав Викторович, здравствуйте. Тема нашего разговора: «Школьная профориентация». Поступило много вопросов на сайт интернет-газеты «Вслух.ру». Если мы не успеем обсудить все в программе, то передадим их в департамент, и ответы наши читатели и зрители обязательно получат. Начать хотелось бы с общего вопроса. Школьная профориентация — это мировой опыт или отечественное изобретение?

— Это не ноу-хау региона или нашей страны. Но если вспоминать систему образования Советского Союза, за большинством школ всегда закреплялись шефские предприятия. И это яркий пример профориентационной работы. В целом, во всех ведущих странах большое внимание уделяется ребятам, их самоопределению в части профессиональных предпочтений и дальнейшему профессиональному образованию. Поэтому, безусловно, это практика мировая.

— Вы упомянули советский опыт, но он менялся. Некоторые сорокалетние вспоминают вспоминают УПК — этакую практику, в том числе и в организациях. У тех, кто помладше, в школьном прошлом такого уже не было. Все ограничивалось трудами. Как менялся этот опыт с годами и какие полезные практики сохранены до сих пор?

— Я как раз отношусь к тем кто старше, еще захватил учебно-производственные комбинаты. Лично я получил документ о том, что закончил курсы электромонтера.

— То есть по сути получили профессию.

— Профессия — это, конечно, громко сказано. Но начальные навыки и понимание, чем занимается электромонтер, по выходу из стен школы у меня уже было.

Мы как раз идем по опыту Советского Союза в части выбора предприятий, которые занимают лидирующие позиции в экономике региона, и предметно с ними работаем. Основная тема — проведение профориентационных экскурсий. Но рассматриваются и варианты более тесного взаимодействия — в качестве подшефных организаций. Наиболее яркий пример — это лицей №81, который уже два года работает с компанией НОВАТЭК.

Предприятие усилило материально-техническую базу, созданы профильные классы, которые работают в рамках физико-математического профиля. Ребята в основное время изучают базовые предметы, а в рамках внеурочной деятельности занимаются разработкой различных проектов и более углубленным изучением предметов естественно-математического блока.

— По желанию?

— Не всех направляют в эти классы, не все к этому готовы. Все равно у нас есть деление на физиков и лириков. У кого-то из ребят больше склонность к естественно-математическим дисциплинам, у кого-то — к социально-гуманитарным. Это нормально.

— Иван задает вопрос: «Во время моей учебы в школе были потрясающие уроки труда, на которых парни осваивали довольно сложные станки, а девочки готовили и шили. Из разговоров с нынешними школьниками становится ясно, что их уроки труда разительно отличаются. Теперь не труды, а технология. Что изменилось и главное — стало ли лучше и полезнее?» Присоединюсь к вопросу Ивана. Мой сын ходит в школу. В начальных классах они вместе с девочками занимались вышиванием. Для меня это выглядело немного странно.

— Если вспомнить наш с вами опыт, то в начальных классах мы тоже вышивали и пришивали пуговички.

По большому счету, вопрос терминологический — урок труда или урок технологии. Между ними можно поставить знак равенства. Потому что задачи, которые преследовал урок советского формата, и задачи сегодняшнего урока схожи. Деление на мальчиков и девочек происходит в основной школе. Потому в начальной школе, как правило, урок технологии проводит учитель начальных классов, он общеразвивающий. Это прикладные работы: аппликация, лепка, рисование, в том числе нитка и иголка. Думаю, если мальчик может сам пришить себе пуговицу — это очень хорошо.

— Мелкая моторика опять же.

— Да. Кроме того, речь ведь не идет о том, что ребенка садят за швейную машинку. В силу возраста учеников в начальной школе мы этого просто не имеем права допустить. А уже в основной школе проходят уроки технологии. Они делятся, как и раньше, на несколько модулей. Если говорить про девочек, то это, безусловно, кулинария, швейные навыки, домашний обиход. Если говорить про мальчиков, то это дерево-, металлообработка, работа по дому и объемный блок электромонтажных работ.

— Иными словами, то, что может пригодиться любому мужчине. Сейчас, условно говоря, если перегорела лампочка, вызывают мастера. Какие-то простейшие бытовые проблемы человек решить не может.

— В этом году реализуется достаточно оригинальный проект. Это проведение уроков технологии на базе учреждений среднего профессионального образования.

Могут быть разные мнения о сегодняшних уроках технологии на базе школ. Есть школы с очень хорошей материальной базой, станками, с педагогами очень высокой квалификации. Но, к сожалению, есть и школы, в которых материальная база не так хороша.

В силу того, что мой предыдущий профессиональный опыт был связан с профобразованием — колледжами и техникумами Тюменской области, родилось такое предложение. Оно было поддержано областным департаментом образования. Мы разработали учебные программы с четырьмя техникумами города. Это Западно-Сибирский государственный колледж, лесотехникум, техникум строительной индустрии и городской хозяйства и техникум индустрии питания, коммерции и сервиса.

В пилотном варианте к участию в проекте присоединятся около 300 ребят из пяти школ. У них изменится график прохождения учебного процесса. Стандарт — это один час технологии в неделю. В рамках проекта ребята будут выезжать сразу на несколько часов и проходить тот или иной модуль на базе профессиональной образовательной организации.

Например, деревообработка изучается в лесотехникуме. Он имеет свое учебное хозяйство. Урок будет начинаться с посещения лесного хозяйства, которое находится в 15 км от Тюмени, где можно увидеть, с чего начинается и откуда появляется доска. Там есть станок, который позволяет распилить дерево. Затем занятия проходят уже непосредственно в лесотехникуме, где можно на симуляторах срезать дерево. Ребята побывают и в кабине такого аппарата. Единственная разница — вместо лобового стекла там экран монитора.

В учебном заведении есть и мебельное производство, где достаточно современное оборудование. По большому счету, лесотехникум в рамках учебного процесса может делать мебель. То есть ребята узнают, как работает любая мебельная фабрика.

Затем на базе этого же техникума проходит урок технологии по деревообработке, где с ребятами позанимаются и учитель технологии, и мастер производственного обучения, который является профессионалом в этой области.

— Помимо тех мест, где установлено оборудование, позволяющее обучать детей, есть еще и центры профориентации при департаменте труда и занятости населения. Насколько известно, школьников могут привести туда, показать тренажеры, рассказать, что из себя представляет та или иная профессия. Такой вариант тоже есть?

— Безусловно. Таким образом мы переходим от уроков технологии к профориентации. Хотелось бы сказать, что в этом учебном году мы запускаем профориентационный проект «Готов к будущему». Это проект, ориентированный на все возрастные группы школьников. Он включает в себя наиболее значимые и результативные проекты, плюс мы включили дополнительные модули.

Если говорить про центры профориентации и те экскурсионные форматы, которые там возможны, в прошлом году мы реализовали проект «Перспектива», в этом — пошли чуть дальше. В 22 школах введен элективный курс, который ребята имеют возможность выбрать. Это не просто внеурочная занятость, а дисциплина учебного плана с постоянным преподавателем. Совместно с центром занятости мы отдельно провели занятия с преподавателями, чтобы учителя стали действительно профессионалами.

Элективный курс — это 34 часа. Предполагается начать его с центра занятости, где можно представить, как выглядит экономика Тюменской области, какими предприятиями она представлена, какие требуются специальности и профессии для этих предприятий. Дети смогут сориентироваться, где можно получить то или иное образование с учетом квалификации — квалифицированный рабочий, либо специалист среднего звена, либо бакалавр, либо магистр.

То есть сначала мы проводим экскурсию, после этого ребята заполняют анкеты и выбирают те профессии, которые им показались наиболее интересными. В рамках этого же элективного курса у них будет еще четыре выхода за пределы своей школы — по два в образовательные организации и на предприятия. Принципиально то, что ребята сами будут иметь возможность выбрать то предприятие, которое им нравится.

На практике школа, как правило, договаривается с определенным предприятием, и весь класс едет туда, независимо от того, интересна ли ребенку данная профессия. Здесь после первоначальной экскурсии в центр занятости будет возможность из всего комплекса выбрать два предприятия, которые в течение года ребята обязательно смогут посетить. Экскурсионные группы будут набираться, исходя из запроса ребенка. Сколько-то ребят из класса могут поехать на одно предприятие, остальные — на другое.

— Вопрос от зрителя: «Раньше в школах психологи проводили тестирование, позволяющее выяснить склонность ребенка к той или иной сфере деятельности. Помогает ли психолог сориентироваться сейчас?»

— Такая практика сохранятся. Пройти такое тестирование можно как в центре занятости после прохождения комплексной экскурсии, так и на базе образовательных организаций. Такой формат психологического тестирования позволяет определить общие склонности ребенка, дать ему и его родителями некую картинку. То анкетирование после экскурсии, о котором я говорил, позволяет выяснить, что ребенок реально хочет посмотреть во время учебного года в рамках элективного курса.

— Желание детей и родителей удовлетворено: даны возможности ознакомиться, выбрать. А что касается департамента образования администрации города, какие цели он для себя формулирует, какие задачи ставятся? Условно говоря, увеличить количество каменщиков и сварщиков?

— Я бы так узко не стал формулировать. Нужно понимать, что после того как ребенок оканчивает 9 класс, он сдает основной государственный экзамен, по формату очень схожий с ЕГЭ, который позволяет по окончании 11 класса получить аттестат и иметь возможность поступать в вузы.

Внедрено профильное образование: сейчас более десяти профилей предлагается выпускникам 9-х классов в школах. В разных школах по-разному, есть свои уклоны. Наибольшим спросом пользуется физико-математический профиль.

Возвращаясь к теме профориентации: почему важно как можно раньше определиться с общим направлением? Чтобы поступить на профиль, ребенок в 9-м классе сдает два обязательных экзамена — русский и математику, а также два экзамена выбирает. Со следующего года они являются для него обязательными. В этом году впервые нужно было обязательно выбирать два дополнительных экзамена. Они влияют на то, какой профиль ребенок сможет в дальнейшем выбрать. Если выбирает не физику, а историю и географию, то на физико-математический профиль он поступить не сможет. Необходимо, чтобы на этапе 8-го класса ребенок над этим серьезно задумался. Я бы не хотел, чтобы эта тема воспринималась узко. Если выбрал физику, то скорее всего это технарь. Но технарь с физико-математическим профилем имеет колоссально широкий спектр возможностей для выбора сфер будущей профессии — от строительства до нефтегазохимии. В том числе он может быть и педагогом, например, физиком.

— Не все старшеклассники выбрали профессиональное направление, тот самый профиль. Чем это объясняется? Может быть, тем, что сами школьники не определились со своим будущим?

— В настоящий момент более 65% учеников 10-11 классов обучаются в профильных классах. Соответственно около трети — ученики универсальных классов. Дело в том, что для поступления в техникум или колледж на базе 11 классов нужен только аттестат. Чтобы получить аттестат, достаточно сдать два экзамена в формате ЕГЭ базового уровня. Затем, в зависимости от уровня квалификации, которую ребенок выбирает, он определенное время учится. Если это квалифицированный рабочий, то за 10 месяцев он получает профессию и может идти работать. Если это специалист среднего звена, то он учится дольше — в течение двух лет.

Некоторые ребята не выбирают профиль. Есть несколько объяснений этому. Один из вариантов: они планируют поступление в учреждение среднего профессионального образования. Соответственно, углубленное изучение, например, физики или биологии им не требуется. С другой стороны, некоторые ребята не определились со своим дальнейшим профессиональным образованием и поэтому пока выбрали универсальный профиль, чтобы в течение 10-11 класса определить какую-то линию. Но действительность такова: для поступления в вуз необходимо сдать ЕГЭ, получить аттестат и окончить школу. Поэтому чем раньше ребенок сделает для себя выбор — пойти ему в медицину, либо в аграрный сектор, либо стать педагогом, либо инженером — тем больше у него шансов это сделать. Он сможет углубленно изучать дисциплины и более успешно сдать единый госэкзамен, в том числе по дополнительному предмету, который позволит с большей вероятностью поступить в тот или иной вуз. Кроме того, профильное образование хорошо тем, что как минимум 100 часов в течение года уделяется дополнительной дисциплине, например, физике. Если в универсальном классе ей занимаются два часа в неделю, то в профильном физико-математическом — не менее пяти часов в неделю.

— Насколько широки возможности региона и муниципалитета в создании автономных образовательных программ, не зависящих от решений в федеральном центре. Можно ли создать образовательный курс для школьников только потому, что региональное профессиональное сообщество решило, что он полезен?

— Безусловно. Яркий пример — профориентационный элективный курс, о котором я рассказал. Проведение уроков технологии на базе учреждений среднего профессионального образования — это наше решение. Оно поддержано областным департаментом. То есть определенная свобода действий у нас есть, в том числе и в определении регионального компонента и элективных курсов. Но не надо забывать, что есть федеральный государственный образовательный стандарт — неизменная часть, которую мы в обязательном порядке выполняем.

— «В Тюменской области реализуется проект „Роснефть-классы“. Подобные проекты правильно расценивать как спонсорскую помощь или в большей степени профессиональную ориентацию?» Также есть вопрос: «Реализуют ли подобные проекты другие компании?», — но вы уже упоминали об этом.

— Один из примеров, которые я приводил, касается сотрудничества лицея №81 с НОВАТЭКом. Это безусловно относится к профориентации. Но обязательств перед НОВАТЭКом, что ребенок должен поступать в определенный вуз и в обязательном порядке отрабатывать на предприятии, нет. Такой задачи не ставится.

В дни летних каникул дети побывают в Сабетте (ЯНАО), где строится колоссально большой порт, на самом предприятии. Я не исключаю, что многие из ребят захотят в будущем трудиться в этой компании. В этом ничего плохого я не вижу. Но это только по желанию. Поэтому ребенок, который обучался в этом классе, может выбрать Тюменский индустриальный университет и профессию, например, связанную со строительством.

Такие партнеры, которые тратят на обучение ребят деньги и ресурсы, заслуживают большой благодарности.

К счастью, понимание необходимости меценатства и спонсорской помощи приходит к крупным предприятиям. Они не работают под прямой интерес — вложился, три года сопровождал ученика при обучении в школе, и теперь он мой. В Тюмени достаточно таких примеров. Тем более, классы НОВАТЭКа есть не только в Тюмени. Есть несколько регионов, где эта организация представлена. Таких классов несколько. Это общая программа корпорации.

— Хотелось бы затронуть еще такой момент. В Тюмени много клубов патриотического воспитания. В них довольно много ребят. Справедливо ли считать начальную военную подготовку профессиональной ориентацией?

— В некотором смысле да. Тем более что у нас, если вернуться к профильному образованию, есть два профиля — гражданско-оборонный и спортивно-педагогический. Те ребята, которые показывают хорошие результаты в спорте и видят перспективы поступления, например, хотят стать тренерами, могут поступить на спортивно-педагогический профиль. Это новинка текущего учебного года.

— Если ребенок откровенно слабо учиться, есть ли у него возможность все-таки получить специальность в дальнейшем? А точнее так: может ли человек без школьного аттестата рассчитывать на получение профессии? Или этот вопрос в большей степени находится в компетенции департамента труда и занятости, нежели департамента образования?

— Есть, к сожалению, такие примеры, когда ребятам не удалось сдать в 9-м классе основной государственный экзамен и получить свидетельство. Есть такие примеры и в 11-м классе. Но таких немного, к примеру, в 11-х классах — около 50 человек. Есть социально-профессиональная адаптация. Это возможность в течение одного-двух лет получить от двух до четырех специальностей.

— Это довольно неплохо.

— Согласен. Но все равно нужно понимать, что дальнейшее профессиональное развитие достаточно проблематично. Нужно все равно сдать этот экзамен и получить аттестат. Это позволит в дальнейшем получать образование более высокого уровня. В 1990-е годы, которые часто вспоминают, не так высоко ценились профессионалы. Сейчас общество становится все более цивилизованным, от уровня образования зависит достаток и заработная плата. Если вы планируете поступление в вуз, вам нужно сдавать экзамены профильного уровня.

— Часто говорится о бизнес-образовании. Недавно мы обсуждали этот вопрос в эфире. Приводился в пример опыт Финляндии, когда к предпринимательской деятельности начинают говорить с ранних лет. Создаются условия и в школе. У нас какие-то практические шаги в этом направлении сделаны?

— Пока существуют несколько отдельных проектов. Первый, проект городского уровня, — это «Стратегия жизни». Предприниматели приходят в школы, встречаются с ребятами, рассказывая о своем жизненном пути, о своих предприятиях, о перспективах, в свободном формате общаются. В целом примеров развития предпринимательской и финансовой грамотности у нас несколько. Навскидку проект «Это бизнес, детки», который реализуется на областном уровне. Есть проект «История российского предпринимательства», который охватывает и среднее профессиональное образование, и вузы. Это проект общероссийского формата. Регулярны проекты повышения финансовой грамотности. Например, Сбербанк организует такие занятия с ребятами. Это не совсем предпринимательство, но близко. Примеров такой работы в Тюмени достаточно.

— Вячеслав Викторович, больше спасибо за то, что нашли возможность прийти в студию.

— Всего доброго.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
Экс-депутату думы Тобольска Сергею Вакарину суд вынес приговор
Экс-депутату думы Тобольска Сергею Вакарину суд вынес приговор
Около 19 часов 13 июля он на Mersedes Benz AMG G 63 грубо нарушал правила дорожного движения.
Как будут распределяться места в Тюменской облдуме по партийным спискам
Как будут распределяться места в Тюменской облдуме по партийным спискам
Процедуру прокомментировали в избиркоме.
Погорельцам из Ялуторовска привезли вещи и продукты
Погорельцам из Ялуторовска привезли вещи и продукты
Люди в одночасье лишились не только крыши над головой, но и документов.
В Тюмени прошёл конкурс водительского мастерства на ретроавтомобилях
В Тюмени прошёл конкурс водительского мастерства на ретроавтомобилях
В номинациях "Классика " и "Ретро" прокаченные машины с современными деталями к участию не допускались.
ВТБ Лизинг оборудовал центр обработки данных Tier IV с помощью сервиса colocation T1 Cloud
ВТБ Лизинг оборудовал центр обработки данных Tier IV с помощью сервиса colocation T1 Cloud
Такое решение принято ВТБ Лизинг в рамках реализации стратегии по развитию информационных технологий компании.