Dipol FM | 105,6 fm
73.33
85.88

Татьяна Сергейчук: Художники отказываются от монументального искусства

Тюменский музей ИЗО временно закрыт для посетителей. Причина — монтируется грандиозная выставка «Урал ХI» - почти 1400 работ художников Уральского федерального округа займут все площади музея.

Тюменский музей ИЗО временно закрыт для посетителей. Причина — монтируется грандиозная выставка «Урал ХI» — почти 1400 работ художников Уральского федерального округа займут все площади музея. Познакомиться с современным искусством можно будет в течение месяца с 30 сентября.

Выставка «Урал» — один из этапов масштабного проекта «Россия», который проводится раз в пять лет. Его цель — следить за состоянием современного искусства в стране, давать возможность художникам развиваться и учиться друг у друга. Проект возник в 1960-е годы. Тогда система была более многоступенчатая. Сначала проходил отбор на местном уровне, затем лучшие работы экспонировались на зональной выставке. Там снова был конкурс, победители которого оказывались на всероссийской выставке. А вот лучшие из лучших представляли свое творчество на всесоюзной. Это было важным событием в жизни художника, доказательством его профессионального признания. Сейчас вместо зональной проводится региональная выставка, а апогеем проекта считается экспозиция в Москве.

Попасть на «Урал ХI» было не просто. Каждую работу отсматривала комиссия из 30 членов региональных отделений Союза художников России. Она оценивала какой художественный образ автор задумал и как он смог это выразить. Молодежи пробиться на выставку было практически нереально. Единицам удалось это сделать. Как объясняет заведующая музеем ИЗО Татьяна Сергейчук, сразу после института многие не могут создать основательное произведение, чаще предлагают ученические работы. Да и не все работы признанных мастеров прошли строгий отбор. Например, как рассказал тюменский художник Юрий Юдин, он отправлял на комиссию семь картин, пять из них сочли достойными участия в выставке.

Всего на «Урале» свое творчество представят 657 участников из Екатеринбурга, Башкортостана, Челябинска, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Кургана, Златоуста, Тюмени, Орска и других городов Уральского федерального округа. Выставка объединяет в себе разные виды искусства. Первый этаж музея ИЗО посвящен живописи, на втором этаже разместилась графика. Третий этаж отведен под декоративно-прикладное и театральное искусство. Скульптура будет внедрена в пространство экспозиции на первом и втором этаже, а раздел искусствоведения (книги, монографии, каталоги) будет представлен на третьем. «При выборе концепции монтажа выставки мы отталкивались от площадей музея. Если были бы другие помещения, то экспозицию выстроили бы иначе», — рассказывает Татьяна Сергейчук.

Тюмень уже принимала такую масштабную региональную выставку. Было это в 1979 году. Специально для нее построили Выставочный зал на Севастопольской. Тогда было издано много альбомов и каталогов, отдельные буклеты про каждого художника, газеты делали спецвыпуски. Тридцать с лишним лет назад для Тюмени это было нечто грандиозное. А сейчас уровень выставки воспринимается иначе. Для размещения большого количества работ используется лишь пространство музея ИЗО. Чтобы вместить их, сняты все постоянные экспозиции за исключением открытых хранений (декоративно-прикладное искусство, тобольская резная кость и игрушка).

По мнению искусствоведа, выставки 1979 и 2013 года сравнивать нельзя, потому что время сильно изменилось. В тот раз вещи были более монументальные, тогда существовал госзаказ. А сейчас не каждый автор может позволить себе отливать что-то из тонны бронзы, покупать огромные полотна и множество красок. К тому же, художники-монументалисты работают теперь иначе: они не создают эскизы от руки, а работают на компьютере. На нынешней выставке представлено всего два монументальных предмета, оба привезены из Челябинска.

Отсутствие госзаказа повлияло и на темы работ. Например, раньше проводились выставки, посвященные труду во всех проявлениях, лениниане, освоению севера. Сейчас художник работает сам на себя и пишет в основном пейзажи, натюрморты и портреты на заказ. Эти вещи художник стремится создать достойно, но они не отражают остро социальные проблемы. Обратиться к этому могут позволить себе только столичные художники, имеющие выходы на галереи. По тем же причинам совсем нет исторических картин: она непокупаема, но требует полного погружения в тему.

Так уж хороша свобода для художника? «Давайте посмотрим на всю историю искусства. Тот же самый Леонардо да Винчи, Микеланджело работали на заказ. Именно такие вещи получили всемирную известность. Тут палка о двух концах. Они делали на заказ, но так, как это видят они. Никто и тогда не запрещал писать на свободные темы, разве что за исключением того, что противоречит идеологии государства. Но полная свобода иногда закрепощает человека», — рассказывает Татьяна Сергейчук.

Она отмечает, что на этой выставке очень много пленэрных вещей. Пленэр процветает сейчас в Тобольске, Ханты-Мансийске, на Ямале, в Уфе. Интересно, что многие художники из ближайших областей бывали в Тобольске, и очень много картин, посвящены именно этому городу. «В прошлом существовали дачи творчества для живописцев, графиков, скульпторов, где работали лучшие из лучших. Их кормили, поили, давали материал. Сейчас все за свой счет. Не каждый художник может себе это позволить. Легче, когда организуется пленэр. Художники в принципе никуда не ездят из больших городов сами. Это очень сложно — выехать с красками на природу. А возможность побывать в новых местах, поработать — удовольствие, способ развиваться», — говорит искусствовед.

Больше всего на выставке представлено живописи — 404 работы. Чуть меньше графики и декоративно-прикладного искусства. По наблюдениям заведующей музея ИЗО Татьяны Сергейчук, в последнее время декоративно-прикладное искусство и скульптура тесно переплетаются. Мастера стали чаще использовать дерево и керамику, и порой сразу не поймешь, скульптура это или прикладное искусство. Скульптуры, кстати, в разы меньше — всего 64 работы. Скромными по количеству, но не по значимости, предстали разделы театрально-декорационного искусства и дизайна книги. Например, в театральном направлении от Тюмени на выставке участвует только Ольга Трофимова.

Отметим, что больше всего на «Урале» будет работ художников из Свердловской области. От Екатеринбургского регионального отделения Союза художников участвуют 159 человек. Тогда как от Тюменского — 77.

Как сообщают в музейном комплексе, в ходе работы выставки (30 сентября — 30 октября) состоятся творческие встречи с художниками Урала, научно-практическая конференция с участием ведущих искусствоведов, научных сотрудников федеральных, региональных и муниципальных музеев.

После выставки музей ИЗО преобразится. Изменится экспозиция искусства народов севера, будут обновлены экспозиции русского и западноевропейского искусства. Как раз в следующем году будет юбилей Эрмитажа. Не секрет, что практически все интересные вещи, которые составляют основу коллекции русского искусства, были привезены из этого музея, и в фондах есть еще много работ, которые стоит показать тюменцам. Кроме того, будет юбилей и Сергея Радонежского. Поэтому в музее уделят больше внимания иконам.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!