Dipol FM | 105,6 fm
73.01
85.68

Субъективно: мрачный анекдот на конец света

Блаженные при этом отправляются на небо – буквально, вылетают из этакого духовного орудия – колокольни без купола, метко нацеленной прямой наводкой на пункт назначения.

«Где-то между Питером и Угличем есть колокольня счастья», — льется сказка Алексея Балабанова, российского режиссера, достигшего той степени просветления, которая еще не позволяет самого себя отправлять на небо, хотя бы и в параллельной кинореальности, а притчами изъясняться — уже пожалуйста. Русскую народную сказку, или скорее небылицу «Я тоже хочу» после вчерашней премьеры можно увидеть в кинотеатрах. Увидеть и удивиться, как мало в зрительных залах желающих побрататься с хрестоматийными маргиналами, выпить водки из горла вкруговую и попытать счастья, единственной альтернативой чему оказывается, конечно, жалкая, бесславная смерть.

Мрачное напутствие на конец света. Нелегкий выбор никто не делает, словно режиссер подразумевает: случится конец света или нет, а все одно — все там будем. Но! По-прежнему русский человек встает перед мистическим путевым камнем на развилке: направо пойдешь… «Я тоже хочу!» — сразу, едва услышав обещание счастья, говорит немолодой уже молчаливый музыкант (Олег Гаркуша, гр. «АукцЫон») в умопомрачительных кожаных штанах, уставший от славы, выступлений и поклонниц. «Я тоже хочу», — говорит проститутка (Алиса Шитикова), подобранная на трассе — особа с университетским философским образованием, которой легче было заняться древнейшей, чем найти работу по профессии. «Я тоже хочу», — говорит бандит (Александр Мосин), успевший прикончить с утреца несколько человек, исповедаться и даже помыться в бане и с удовольствием об этом рассказать. Один только алкоголик (Юрий Матвеев) едет потому, что ему скучно и все равно куда, лишь бы обстановку сменить да выпить по дороге.

Блаженные при этом отправляются на небо — буквально, вылетают из этакого духовного орудия — колокольни без купола, метко нацеленной прямой наводкой на пункт назначения. Музыкант — Бог его знает за что. Наверное, это респект за былые заслуги, песни «АукцЫона», щедро просыпанные за кадром, и чумовые кожаные штаны. А проститутка и вовсе первая умчалась ввысь белым стремительным облаком, и совершенно справедливо. Кроме того, что бедную женщину, изучавшую когда-то Канта и Бердяева, бесстыдно обманывал сутенер, так ее еще и к счастью-то с собой не брали. Пришлось голой полдороги бежать по сугробам через мертвые деревни, усеянные трупами искавших счастья, но не нашедших, в то время как честная компания с комфортом добиралась до места назначения на навороченном бандитском джипе — все сплошь в ушанках, унтах и тулупах. Вот всегда слабый пол до счастья словно босиком по снегу добирается, чем труднее, тем вернее. Как не одарить их после этого?

«Я тоже хочу», — говорит, наконец, и сам режиссер и автор сценария, скромно появляющийся под занавес и втискивающийся в им самим выстроенную очередь. Но, кажется, только для того, чтобы посидеть на пороге вечного блаженства. При этом со стороны вечного страдания, ядерной зимы и смерти, конечно. Иначе и кино снимать было бы совершенно незачем, да и некому.

Этот фильм, наверное, как никакой другой у Балабанова, требует толкования. Выбранная форма то ли философской притчи, то ли русской небылицы, то ли вовсе анекдота (собрались как-то бандит, музыкант, алкоголик и проститутка счастья искать…) при удивительно реалистической режиссерской манере заставляет гадать: то ли быль, то ли небыль. То, что эта рассказанная история, какой бы невероятной она ни была, так «страшно» похожа на обычную ничем не примечательную каждодневную жизнь, и составляет главный аттракцион фильма. И вот оно какой «страшной» ценой достается, это неведомое счастье. И вот как безоглядно к нему стремятся, ни на что особенно не рассчитывая.

Кстати, воплощением мрачной российской реальности, заставляющей искать счастья на зараженной радиацией территории, не разбираясь, что же это за счастье такое, у режиссера оказывается прекрасный летний Санкт-Петербург — по фильму бытовой, скучный и некрасивый даже на Университетской набережной и Дворцовой. Зато небывало прекрасными предстают попадающиеся по дороге к счастью церквушки да заброшенная, заметенная снегом колокольня счастья. Она оказывается завораживающим полуразрушенным зданием посреди замерзшего озера, давно утратившим купол и прикрывающим лики святых на уцелевших фресках только куполом утреннего неба.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
В районах Тюменской области в детсады приходят цифровые технологии
В районах Тюменской области в детсады приходят цифровые технологии
В Голышмановском центре развития образования отмечают, что третий год подряд наблюдается снижение количества детей дошкольного возраста.
В семьях переселенцев после переезда в Тюменскую область родилось 45 детей
В семьях переселенцев после переезда в Тюменскую область родилось 45 детей
Это говорит о том, что регион стал для вернувшихся на родину людей по-настоящему своим.
В Тюмени горят несколько домов в частном секторе на Герцена
В Тюмени горят несколько домов в частном секторе на Герцена
Как минимум два дома пострадали. Пожар пока не устранили.
Как снять наличные с карты без банкомата
Как снять наличные с карты без банкомата
Сделать это можно на почте, причем для карт некоторых банков - без комиссии.
Тюменский Госохотдепартамент провел демонстрационный запуск беспилотника
Тюменский Госохотдепартамент провел демонстрационный запуск беспилотника
Техника будет помогать выявлять браконьеров.