Dipol FM | 105,6 fm

"Детей не забираем": как работает социальная служба экстренного реагирования в Тюменской области

Группа реагирует на все звонки от тюменцев, в том числе анонимные.

Многие боятся звонить в полицию или органы опеки при виде современных «детей-беспризорников», потому что думают — их родителей сразу лишат родительских прав. Так ли это на самом деле? О том, как работает социальная служба экстренного реагирования, «Вслух.ру» рассказали уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов и в пресс-службе областного департамента социального развития.

По словам Андрея Степанова, детей у родителей никто не забирает. Лишение прав — это крайняя мера, решение принимает суд и только после многочисленных попыток достучаться до сознания родителей.

«Одной из главных задач государственной политики является сохранения семьи, оказание ей помощи, — отмечает Андрей Эдуардович. — Помощь оказывается, естественно, при условии, что сама семья желает измениться к лучшему».

Как правило, информация о родителях, которые постоянно пьют или дерутся, надолго оставляют своих детей одних без присмотра, поступает от соседей. По словам Степанова, группа в составе сотрудника полиции, психолога выезжает на место по звонку. Принимаются в том числе анонимные звонки. Задача группы — понять, что действительно происходит в семье, объективно оценить ситуацию, насколько она в данный момент времени угрожает жизни ребенка.

Если тревожная информация подтверждаются, принимается решение о том, чтобы на определенное время передать ребенка близким родственникам родителей — бабушкам, дедушкам, либо родной тете. Это делается для того, чтобы дети не получили психологическую травму. Если нет родных, ребенка помещают в центр «Семья», возможно, вместе с его мамой. В дальнейшем все зависит от родителей. Им дается время на то, чтобы исправиться. В большинстве случаев такая профилактика идет родителям только на пользу.

«Бывают случаи, когда родители чуть ли не на следующий день решают все проблемы, — говорит Андрей Эдуардович. — Быстро делают ремонт в квартире, перестают ссориться между собой и так далее. И ребенок возвращается в семью. Никто целенаправленно не отбирает детей. Это миф, в который до сих пор многие верят. Данный вопрос находится на контроле у уполномоченного по правам ребенка в России. Все должны понимать, что нет ничего ценнее жизни ребенка. Это взрослый может за себя постоять, а ребенок — нет. Поэтому долг каждого тюменца — сообщить в службу экстренного реагирования, если жизни ребенка угрожает опасность».

Вполне возможно, что именно из-за боязни перед органами опеки жители Лесобазы вовремя не сообщили о маленькой Насте Муравьевой, которой родители не уделяли должного внимания. И сейчас она бы была жива.

Семья остается в поле зрения департамента соцзащиты, при необходимости оказывается помощь с решением вопроса по детскому саду, школе, оказанию медпомощи.

В тех случаях, когда экстренной службе вновь приходится реагировать, дальнейшие решения принимает комиссия по делам несовершеннолетних. Решение о лишении родительских прав принимает только суд. И также через суд родители, лишенные прав, могут их восстановить и вернуть ребенка. Это возможно в том числе после освобождения одного из родителей из колонии, если, к примеру, у ребенка остались только отец или только мать и они попали под уголовную ответственность. На время лишения родительских прав ребенка берет на воспитание замещающая семья.

«Путь родителей к ребенку никогда не закрывается», — заверил нас Андрей Степанов.

Куда звонить

По информации пресс-службы областного департамента социального развития, на территории Тюмени в круглосуточном режиме действует «Служба экстренного реагирования», телефон 8-800-200-72-01. В муниципальных образованиях деятельность Службы экстренного реагирования ведется на базе организаций социального обслуживания (режим работы, контактные номера телефонов размещены на официальных сайтах администраций муниципальных образований, центров социального обслуживания населения).

В вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни телефонные звонки поступают в службу 02. При обращении в Службу экстренного реагирования, в том числе посредством телефонной связи, достаточно сообщить адрес нахождения семьи, ребенка, изложить суть обращения (кризисную ситуацию).Отрабатывается каждое сообщение, в том числе анонимное. Выезд специалистов Службы экстренного реагирования осуществляется незамедлительно.

Сколько поступает звонков

За 9 месяцев 2021 года в Службу экстренного реагирования поступило более 700 обращений.Помощь оказана более 1,7 тысяче человек. Индивидуальная профилактическая работа организована в отношении 149 несовершеннолетних из 64 семей. При необходимости дети размещаются в учреждениях здравоохранения, социально-реабилитационных центрах.

В отношении семей с детьми, состоящих на учете, проводится индивидуальная межведомственная профилактическая и реабилитационная работа, для контроля в семьи выезжает специалист ответственного ведомства. Контроль за работой с семьей ведет территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Фото: pixabay.com

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.