Dipol FM | 105,6 fm
73.33
85.88

Александр Албычев: Наша задача – госуслуга за день

Скорость оказания госуслуг будет постоянно расти, считает директор департамента информатизации Тюменской области.

_Что бы ни внедряли в России, Тюменская область становится пилотом-испытателем, в особенности, если дело касается информационных технологий. Недавно в регионе завершилось пилотирование новой версии Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — основы всех электронных госуслуг. Как СМЭВ 3.0 отразится на жизни тюменцев, «Вслух.ру» рассказал директор департамента информатизации Тюменской области Александр Албычев._

— Добрый день, Александр Сергеевич. Минкомсвязью России в очередной раз отмечен наш регион, в этот раз — за внедрение СМЭВ новой версии. Что происходит с системой, и за что нас похвалили?

— Мы участвовали в пилотном проекте Минкомсвязи России и успешно протестировали ряд электронных сервисов в новом формате СМЭВ 3.0, в частности, сервисы Налоговой службы и Управления Росреестра. Как правило, Министерство выбирает несколько пилотных регионов, после чего нововведение внедряется в остальных субъектах. Тюменская область в рамках данного пилотного проекта свои обязательства выполнила, мы приложили много усилий для развития СМЭВ, поэтому нас и отметили.

Той СМЭВ, которая сейчас существует, уже более пяти лет. Некоторые ее принципы, алгоритмы и механизмы постепенно устаревают. Сегодня, учитывая выросшую в разы нагрузку на систему, настало время перейти на новую, более современную и совершенную версию.

— Чем принципиально отличается третья версия СМЭВ от предыдущей?

— СМЭВ 3.0 более эффективна и производительна, позволяет пропускать через себя больший объем данных, обеспечивая гарантированную их доставку. По плану Министерства все регионы постепенно, в течение двух лет, перейдут на новый формат обмена. При этом, старые сервисы пока отключаться не будут, потому что система находится в промышленной эксплуатации и ее простой, даже в течение нескольких часов, недопустим и повлечет большие проблемы.

Необходимо отметить, что ядро системы не будет изменяться, дорабатываются только форматы и механизмы обмена сведениями.

— Какие у нее преимущества?

— Первое — пропускная способность. Максимальный объем файла в СМЭВ 2.0 составлял 5 Мегабайт, в СМЭВ 3.0 — 1 Гигабайт. Это значит, что в новую версию системы заложены элементы обмена графическими сообщениями, геоданными. Такие файлы необходимы для оказания государственных услуг, связанных с имуществом и строительством.

Второе — текущая версия СМЭВ имеет ряд ограничений по количеству одновременно обрабатываемых запросов от ведомств. Когда запросов слишком много, включается механизм отказа. В результате пользователи начинают формировать повторные запросы, из-за чего нагрузка на систему постоянно растет, и в какой-то момент она просто «зависает». В новой СМЭВ 3.0 реализован механизм очередей — это означает, что даже в случае перегрузки системы запрос не потеряется, просто он будет обработан после того, когда пик нагрузки спадет.

Ну и, наконец, для повышения эффективности процессов межведомственного электронного обмена создан специальный ресурс, — ситуационный центр. Сервисов в СМЭВ стало очень много: по всей стране к системе подключены десятки тысяч ведомств, только в Тюменской области их свыше пятисот, сейчас еще и банки подключились. Назрела необходимость измерять качество работы каждого электронного сервиса. Ситуационный центр позволяет осуществлять более качественный контроль за электронным взаимодействием, помогает участникам системы более оперативно идентифицировать и решать проблемы.

— Нашему региону что-нибудь придется обновлять, модернизировать? Хватит существующих мощностей?

— Мы уже сделали в прошлом году в рамках пилота необходимую доработку региональной системы межведомственного электронного взаимодействия. Сейчас особого развития информационной системы не требуется, необходимо работать с сервисами. На сегодня нами адаптированы для новой версии СМЭВ сервисы Налоговой службы и Управления Росреестра, осталось еще около 150, которые необходимо перевести в новый формат.

— Расскажите о новом формате предоставления электронных госуслуг, чем он отличается?

— Существенно поменялись принципы оказания услуг. Раньше было пять этапов: наличие наименования услуги и ее описания на портале; наличие заявления в электронном виде, которое можно распечатать; подача заявления в электронном виде; подтверждение статуса; получение результата.

Сейчас к этому списку добавили электронную очередь. Это значит, теперь можно будет записаться в любое ведомство в удобное время для получения результата оказания услуги. Это может быть охотничий билет или транспортная карта.

Также, новый формат предполагает, что гражданин сможет оплатить любую госпошлину сразу на портале госуслуг. С 10 апреля в нашем регионе появится возможность подать заявку на получение охотничьей лицензии и оплатить за нее госпошлину в режиме онлайн.

Кроме того, в отношении каждой государственной услуги можно будет поставить оценку качества, а также воспользоваться процедурой досудебного обжалования.

Разумеется, все эти новые функции будут внедряться постепенно. Мы рассчитываем завершить этот процесс в течение двух лет.

— Остались ли еще в регионе ведомства, которые к СМЭВ не подключены?

— В Тюменской области таких не осталось. К СМЭВ подключены все органы исполнительной и муниципальной власти, это произошло еще в 2012 году. Сейчас стоит задача не в увеличении числа подключений, а в том, чтобы сервисы становились синхронными.

Многие ведомства еще работают по старому принципу: когда к ним поступает запрос через СМЭВ, они обращаются за информацией к своей ведомственной базе данных (это может быть информационная система, таблица в Excel или картотека), после информацию собственноручно заносят в ответную форму.

Мы стремимся к тому, чтобы человек вообще не был вовлечен в этот процесс, чтобы информация из базы данных автоматически формировалась в ответ на запрос. Тогда на запрос будут уходить секунды, что особенно важно при оказании таких, например, услуг как получение транспортной карты.

Представьте, человек пришел в МФЦ, написал заявление и, конечно, ожидает, что получит свою карту сразу. А ведь чтобы ее выдать, оператору необходимо внести данные в систему. Затем, если перед ним школьник — информационный запрос должен уйти в школу (сегодня это уже происходит в автоматическом режиме). Если студент — в университет (пока такое возможно только в течение пяти дней, потому что университеты подключены к СМЭВ «по-старинке»). А вот если надо подтвердить льготу в социальной сфере, это произойдет автоматически, буквально за секунду.

Чем больше будет таких автоматических (синхронных) сервисов, тем проще станет процесс оказания услуг. Оператору МФЦ не потребуется думать, куда и что отправлять — межведомственные запросы будут формироваться автоматически в присутствии заявителя.

Поскольку, в данном случае, речь идет о присоединении информационных систем к СМЭВ, возникает вопрос: а если таких систем нет? Значит, необходимо создавать такие системы или хоть какие-нибудь минимальные реестры данных, к которым можно обращаться.

— Для простых граждан изменения от внедрения СМЭВ 3.0 будут ощутимы?

— В первую очередь, они ощутят, что сократились сроки получения услуги, например, в МФЦ. На портале госуслуг синхронные сервисы тоже будут заметно быстрее работать, автоматически собирая информацию. Скорость оказания услуг будет постоянно расти.

Наша задача — услуга за день. Сейчас какие-то услуги предоставляются месяц, другие — 20 дней, иногда речь идет об одной неделе. А раньше на это уходило 60−80 дней. Чем быстрее мы сделаем все сервисы синхронными, тем лучше будет всем жителям области.

Также, как я уже говорил, повысится отказоустойчивость системы. Значит, аварий будет меньше, запросы не будут теряться, время ответа уменьшится. Это тоже важно для гражданина.

Ну и, наконец, появятся новые графические сервисы, которые также будут полезны для населения. Раньше они были просто недоступны.

— Речь идет о передаче геоданных? Как вообще их можно использовать?

— Любой человек рано или поздно задумывается о том, чтобы построить свой дом. И когда он начинает согласовывать участок в установленном порядке: с ресурсоснабжающими организациями, с газовиками, с сетевиками, с «Ростелекомом», с ГИБДД, он вынужден ходить от ведомства к ведомству с картой на бумажном носителе, собирая необходимые согласования и подписи.

В нашем регионе такое взаимодействие уже осуществляется в электронном виде. Если его реализуют на уровне всей Российской Федерации, это будет большое достижение.

— Насколько мне известно, в 2015 году Тюменская область получила грант на развитие информационного общества. Чем конкретно вы будете заниматься в течение года?

— Действительно, Минкомсвязь России ежегодно объявляет конкурс на получение субсидии. При этом, субъект берет на себя достаточно большие обязательства по разработке новых услуг и сервисов. В этом году мы выиграли субсидию на 30 миллионов рублей на развитие сразу нескольких направлений.

Прежде всего, мы будем заниматься услугами в сфере Госохотуправления и ЗАГС. Также доработаем системы «Электронная школа» и «Электронный детский сад». Ну и, наконец, займемся развитием направления по использованию технологий ГЛОНАСС на территории всего субъекта: то, что сделано в Тюмени, мы будем транслировать на другие города области — это и диспетчеризация, и отслеживание движения автобусов в Интернете, в мобильном приложении.

— Александр Сергеевич, как вы считаете, не замедлятся ли темпы внедрения инфраструктурных проектов по всей стране из-за курсовых изменений валют? Насколько сильно зависят информационные технологии от импорта?

—  Необходимую инфраструктуру в Тюменской области мы успели построить до кризиса, поэтому для нас нет большой проблемы с ее развитием. Единственный сложный вопрос — расширение центра обработки данных. Сервера выросли в цене и это понятно: в России их пока не производят. Как только их начнут делать у нас, мы сразу снимем этот вопрос. Но еще, как минимум, года два мы будем находиться в такой ситуации.

Но даже расширение ЦОДа — это небольшие вложения по сравнению с затратами на строительство нового центра. Сейчас мы просто докупаем новые платы, а вот если какой-то субъект решит начать строительство ЦОДа в этом году, он столкнется с очень серьезными тратами.

Практически все наши информационные системы являются отечественными разработками. СМЭВ построена на российском программном обеспечении. Все ведомственные системы тоже отечественные. Только в здравоохранении используется зарубежная система SAP, но ее быстро не заменить. В здравоохранении нужна высокая надежность и достаточная производительность при большом объеме данных, поэтому и используется продукт от мирового лидера.

Сложным с точки зрения замены является так же прикладное ПО Windows от Microsoft. Это тот случай, когда нечего предложить взамен. Если мы сейчас, к примеру, перейдем на Linux, то не сможем работать в некоторых наших информационных системах, в том числе в системе электронного документооборота, которая функционирует только под Windows, хотя является полностью отечественной.

Вопрос требует комплексного решения на федеральном уровне: необходимо собирать команду, создавать программный продукт, допустим, на Linux, формулировать публичные требования для всех разработчиков информационных систем, все разработчики, в свою очередь, должны под эти требования адаптировать свои продукты.

На уровне федерации в этом направлении уже сейчас идет активное движение. Как- только появится что-нибудь интересное, мы с удовольствием подключимся первыми и поддержим отечественный продукт.

_Справка:_

_СМЭВ представляет собой федеральную информационную систему, включающую базы данных, сведения об истории движения в системе электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций._

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!