Dipol FM | 105,6 fm
72.66
85.04

Крупный пакет акций UTair еженедельно меняет владельцев

Крупный пакет акций авиакомпании UTair еженедельно меняет владельцев. Вероятно, частные инвесторы не верят в перспективы авиакомпании, а поэтому используют ее акции как средство расчета, — пишет RBC daily. По данным газеты, структуры, близкие к группе компаний «Регион», аккумулировали около 20% акций авиакомпании UTair. Основным владельцем пакета ценных бумаг выступает Финансово-промышленный банк (Москва), принадлежащий приблизительно поровну группе «Альянс» и группе компаний «Регион». В непосредственной собственности инвестиционной компании «Регион» находится только 5,9% акций авиакомпании.

Крупнейшими акционерами авиакомпании являются правительство Ханты-Мансийского автономного округа (25%) и администрация Сургута (18,8%). Свыше 3% акций авиакомпании обращается в форме ADR на западных биржах, а 12,7% находится в номинальном держании ДКК. До недавнего времени 20,7% акций UTair находилось в управлении ЗАО «Центральное инвестиционное агентство» (Москва). В начале февраля этот пакет купил Банк развития предпринимательства (БРП), а теперь он принадлежит Финансово-промышленному банку.

Таким образом, группа «Регион» — это уже третья компания, ставшая владельцем крупного пакета акций UTair за последнее время. «Возможно, это указывает на то, что никто не хочет становиться миноритарным акционером авиакомпании, находящейся в тяжелом финансовом положении и к тому же фактически контролируемой местными властями и собственным менеджментом», — предполагает RBC daily и приводит следующие данные. Это единственная из пятерки крупнейших российских авиакомпаний, снизившая перевозки пассажиров в 2003 году на 2,7%, до 1 538 тысяч человек. Перевозки транспортной авиацией UTair (самолетами) увеличились в минувшем году всего на 4% до 1 288 тысяч человек (средний рост по отрасли составил 11%, у лидеров — свыше 15%), а перевозки вертолетами резко упали (на 27,1%) — до 250 тысяч человек.

В Финпромбанке не отрицают, что им принадлежит крупный пакет акций UTair, но говорят, что их интерес к бумагам носит «краткосрочный торговый интерес». Это подтверждает и сделка по размещению векселей авиакомпании, — утверждает RBC daily. Весь объем третьего транша векселей UTair (400 млн рублей), размещенных ИК «Регион» 10 февраля, выкупил Финпромбанк, причем часть ценных бумаг была оплачена деньгами, а часть — акциями самой авиакомпании (около 5,9% УК). В результате теперь акционером UTair стала и сама ИК «Регион». В инвестиционной компании RBC daily не смогли прокомментировать свой интерес к UTair и столь странный способ оплаты векселей Финпромбанком. Начальник службы по связям с общественностью авиакомпании Игорь Блинов отнесся к появлению новых акционеров спокойно. «К нам пока не поступало никаких требований [по проведению внеочередного собрания] от новых акционеров», — заявил он.

«Между тем, интерес „Региона“ к UTair вполне понятен: это комиссия организатора вексельной программы и, возможно, услуги андеррайтера и финконсультанта планируемого облигационного займа на 1 млрд рублей. Большего „Регион“ вряд ли хочет и вряд ли добьется, поскольку, во-первых, UTair полностью контролируется властями ХМАО и собственным менеджментом, а во-вторых, находится в тяжелом финансовом положении», — заключает RBC daily.

По данным газеты, на конец третьего квартала 2003 года кредиторская задолженность компании достигла 2,54 млрд рублей, большая часть имущества (1,22 млрд руб) была заложена по кредитам банков и под поручительства в отношении третьих лиц, а генерируемая прибыль только на 80% покрывала платежи по текущему обслуживанию долгов, что подталкивало компанию к новым заимствованиям. В самой компании, правда, придерживаются более оптимистического взгляда на свои финансы и планируют по итогам 2003 года получить 71 млн рублей чистой прибыли.

Одной из причин ухудшения показателей авиакомпании, по словам специалистов, является структура авиаперевозок UTair. Если в 2002 году в структуре выручки на долю вертолетных перевозок компании приходилось около 40%, причем более половины было заработано за рубежом, по программам ООН, то прошлый год стал в этом отношении провальным. Доля доходов от международной деятельности снизилась до 8,6%, на внутреннем рынке также произошел значительный спад. В результате гордость авиакомпании — 184 вертолета — стала главной причиной ее неэффективности.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!