Dipol FM | 105,6 fm
72.56
85.46

Писатель Анна Матвеева: У зависти есть свои плюсы

Екатеринбургская писательница Анна Матвеева откровенно рассказала, зачем писать книги о зависти, можно ли прожить писательским трудом и кому должно угождать настоящее искусство.

_Екатеринбургская писательница Анна Матвеева приехала в Тюмень, чтобы представить свои новые книги. Матвеева известна как автор произведений, дважды попадавших в шорт-лист национальной премии «Большая книга», а также как писатель, впервые заинтересовавшийся перевалом Дятлова. Приезд Анны Матвеевой стал подарком тюменским читателям на День области. Сама Анна считает, что лучше всяких интервью о писателе говорят его книги. Несмотря на это, она довольно откровенно рассказала, зачем писать книги о зависти, можно ли прожить писательским трудом и кому должно угождать настоящее искусство._

— Анна, расскажите, пожалуйста, о ваших новых книгах. Как долго вы работали над ними, откуда взялись эти темы?

— Обе книги вышли буквально только что. От Года литературы я не ждала ничего такого, но он оказался урожайным. Роман «Завидное чувство Веры Стениной» в редакции Елены Шубиной вышел в московском издательстве АСТ. Вторая книга — «Призраки оперы» — появилась в Петербурге, в издательстве «Лимбус-пресс». В ее состав входят две повести: новая «Взятие Бастилии» и изрядно отредактированная «Найти Татьяну». Книги совершенно разные. А в сентябре в Париже выйдет еще одна очень важная для меня книга — «Перевал Дятлова» на французском языке. Это первый перевод моего романа на иностранный язык.

Что касается тем, та и другая книги связаны с искусством. В первом романе — с изобразительным, во втором — с оперным. Это единственное, что их объединяет.

— Судя по названию книги «Завидное чувство Веры Стениной» — идет речь о зависти…

— Ну, в том числе, и об этом.

— Зависть — это та тема, о которой нужно писать?

— Конечно, да! Я считаю, что нужно как можно больше писать о чувствах, это интересно. Чувства мы испытываем одни и те же, разница — в градусе. Зависть есть у всех, просто мы завидуем разным вещам.

На встречах мне иногда говорили: «Я никогда не завидую». На самом деле, нет ничего страшного в том, что мы в этом признаемся. Зависть — это не вредная и бессмысленная ревность, у зависти есть плюсы. Ее можно обратить себе на пользу. Даль сказал, что зависть — это скорбь по чужому счастью, если я не путаю. Прекрасные слова. Но вместо того, чтобы скорбеть, можно направить силы на взятие какой-то своей высоты. Чужие успехи должны стимулировать нас на то, чтобы мы развивались.

— Чему вы завидуете?

— Смелости. Внутренней свободе, умению начать все сначала, поменять что-то в жизни, переехать в другой город. Как и все, я завидую тому, чего нет у меня самой.

— Обе ваши книги — об искусстве. Откуда знания об этих сферах?

— Оперу я люблю с детства. Изобразительное искусство — тоже. Год назад я прослушала в университете курс по истории искусств, так что теоретическая база есть. Я не искусствовед, не музыковед, но если есть желание и интерес, обо всем можно узнать.

— Вы всегда хотели стать писателем?

— Да, очень. Но писатель, по-моему, должен обзавестись каким-то жизненным опытом. Или для того, чтобы писать сразу, нужно быть гением. Но это не мой случай. У меня довольно долго было такое томление: хотелось писать, но я не понимала, о чем. Это очень тяжелое состояние. Ты чувствуешь, что можешь сказать, но нечего. А потом накапливается опыт страданий, потерь. Это нужно, чтобы написать о чем-то созвучном душе другого человека.

— Что вы можете посоветовать молодым авторам?

— Начинать с публикаций в литературных журналах. Не стремиться сразу издать книгу, это сделать очень просто. Но что с этой книгой будет потом? Будут ли ее покупать? Сейчас книге очень просто затеряться на полках в магазине. А литературный журнал — это другое, там есть люди, которые отслеживают публикации.

— Скажите, писательский труд способен прокормить сегодня?

— На самом деле, нет. Чтобы этот труд кормил, надо быть Захаром Прилепиным или Алексеем Ивановым. Это пока еще не мой случай. Книга издается раз в год, выплачивается гонорар, еще мы получаем проценты в случае хороших продаж, что бывает не всегда. Есть способ содержать себя при помощи литературных премий, но премии — лотерея. Как правило, писатели работают кем-то еще. И это не только в России, везде так. Я преподавала в вузе, работала литературным редактором, журналистом. До последнего времени еще что-то писала, но сейчас работаю только писателем. Мои дополнительные работы как-то сами меня оставили. Денег, конечно, стало меньше.

— Расскажите, что вы сейчас читаете?

— Сюда привезла с собой две книги про скульптора Эрнста Неизвестного, это сейчас сфера моих интересов — известные люди Екатеринбурга. Я пишу книгу на местном материале, и там будут как раз персонажи, имеющие отношение к нашему городу. Такая идея книги требует большого начитывания. На каждый рассказ приходиться 5-6 книг, которые надо прочитать. Но это по работе, а для души с большим опозданием я читаю Донну Тартт «Щегол», этот роман уже все, наверное, прочитали. Замечательная вещь, Пулитцеровская премия прошлого года. Там есть все, что я люблю: и искусство, и чувства, и отношения. Любопытная вещь. Я одновременно много книг читаю, такая привычка.

— Вас узнают в родном городе в лицо?

— Нет, что вы. Писателей не должны узнавать. Публичность писателей — некое требование современности, мы должны светить лицом, показывать себя. Но мне кажется, что больше всего писатель говорит о себе в текстах. Оттуда можно узнать больше, чем из интервью.

— Для кого вы пишете — для женщин, для мужчин?

— Для всех. Очень не люблю определение «женская проза», это довольно оскорбительно, надуманно и примитивно. Оно идет из тех времен, когда женщины, в принципе, мало что делали. Не важно, кто пишет, важно — как это написано. Я очень дорожу своими читателями, но пишу я, в первую очередь, для себя.

Писатель пишет о том, что интересно ему самому. А если он подстраивается под чьи-то вкусы и хочет угодить аудитории, это уже не искусство, а некий заказанный продукт. Настоящее искусство делается без размышления «для кого это».

Я могу себе представить книжку, которая нравилась бы всем, но это все равно будет определенная аудитория. В нашей читающей стране большинство читателей — женщины, им не всегда нравятся грустные финалы. Но жизнь часто бывает именно такая: врать-то тоже не будешь. В книгах не все должно быть так, как нам хочется.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!
Последние новости
На первой суперигре викторины "Тюменская осень" одна из участниц получила квартиру, другая - автомобиль
На первой суперигре викторины "Тюменская осень" одна из участниц получила квартиру, другая - автомобиль
Программа на телеканале "Тюменское время" длилась три часа.
По итогам первого дня голосования среди городов Тюменской области по явке избирателей лидирует Ялуторовск
По итогам первого дня голосования среди городов Тюменской области по явке избирателей лидирует Ялуторовск
Там явка составила 27,7%.
Какие подарки получили победители викторины в первый день фестиваля "Тюменская осень"
Какие подарки получили победители викторины в первый день фестиваля "Тюменская осень"
Особым везением отметились 362 человека.
Наблюдатели: нарушений и вбросов на выборах в Тюменской области замечено не было
Наблюдатели: нарушений и вбросов на выборах в Тюменской области замечено не было
Первый день голосования прошел в хорошем темпе.
Избирательные участки в Тюменской области закрылись до завтра
Избирательные участки в Тюменской области закрылись до завтра
Все бюллетени будут храниться три дня - опломбированные и под охраной полиции.