Dipol FM | 105,6 fm

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

Успешный педагог – это отнюдь не оксюморон. Лидия Русакова добилась высот благодаря стремлению быть честной с детьми.

На столе директора школы №70 Лидии Русаковой живут забавные персонажи — Щелкунчик, ангелы, сова и свинка… У каждого — своя история, которую директор рассказывает детям, пришедшим на экскурсию. А еще стоят блюдечки «конфет счастья» — для шалунов. Пока Лидия Николаевна завершает строку в документе, приведенный для разговора ребенок успевает полакомиться — и тогда беседа пойдет. «Конфеты счастья» никогда не закончатся — есть для них у директора волшебная коробочка.

Лидия Русакова говорит, что не умеет «петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, зато делает бумажных журавликов и рассказывает русские сказки». В 2017 году вышла книга директора «Сказки об умной, доброй и красивой школе» — о том, как вместе с коллегами она всю жизнь создает школу детско-взрослой мечты, известную ныне как «Школа Сотворчества».

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

Успешный педагог — это отнюдь не оксюморон. Лидия Русакова добилась высот благодаря стремлению быть честной с детьми. Она излучает спокойствие и доброжелательность, которые порой непросто сохранить в системе общего образования.

Более чем за 40 лет в профессии Русакова становилась первым победителем городского и областного конкурсов «Учитель года», «Женщина — директор года», «Лидер в образовании-2005», в 1993 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Этой осенью указом президента России директор школы №70 стала «Народным учителем Российской Федерации».

Народный учитель Р Ф Лидия Николаевна Русакова рассказала «Вслух.ру», зачем в 21 веке нужен Марк Аврелий, о новом поколении детей и как перестать нажимать на чужие кнопки и научиться создавать свои.

— Звание «Народный учитель Российской Федерации» в педагогическом сообществе является высшей наградой. Вы ощущаете это как триумф своей карьеры?

 — Может быть, я отношусь к тем людям, для которых новое звание — не триумф, а результат работы. Короны на моей голове никогда не было. А первое чувство после известия о награде — это благодарность ко всем, кто был рядом и работал вместе со мной. Занимательно, но каждый раз, когда подходил к концу определенный этап работы, появлялся конкурс или награда. Это показывало: социуму нужно то, что я делаю.

Лидия Русакова пришла работать в среднюю школу №4 города Тюмени в 1979 году. Уже через два года учитель русского языка и литературы получила должность организатора внеклассной и внешкольной работы. За семь лет на излете советской эпохи ей удалось организовать неформальную жизнь комитета комсомола.

«14 активистов могли вывести на субботник всю школу без единого взрослого! Они устраивали вечера, спасали деревья, решали серьезные вопросы. Мы не играли в заседания. Это была живая жизнь», — вспоминает педагог. Результатом стало первое почетное звание «Отличник народного образования».

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

Редко кто уходит с должности на классное руководство. Но она сделала это. Следующие семь лет Лидия Николаевна создавала пространство «Двадцатая комната» с первым в истории региона классом спортивных бальных танцев.

«Мы жили на всех ветрах. У детей шесть дней в неделю — открытые уроки, пять дней — репетиции и два дня — концерты. Невероятная жизнь!», — говорит учитель. Она называет проект лучшим в своей жизни. По его результатам Русакова победила на первых в регионе и городе конкурсах «Учитель года».

— Следующим этапом был «Заслуженный учитель»?

 — Им я стала в 35 лет. Представляете, пришла на первую встречу заслуженных учителей. Они были все убеленные сединами. Это было неожиданно. Но я понимала, что сделала то, чего никто не делал. И ценным здесь было то, что город и регион увидели, не помешали мне и более того — поддержали.

Класс выпускался, и Русакова понимала — дважды шедевр не создать, «Двадцатую комнату» не повторить. Тогда она приняла решение уйти из школы в педколледж №2. При колледже открыли небольшую гимназию, супергуманитарный проект, которым и довелось заниматься Лидии Николаевне. При ее непосредственном участии создавалось образовательное пространство в стиле Царскосельского лицея. Результатом стала концепция гимназии («Воспитание симфонической личности») и абсолютная победа в региональном конкурсе «Женщина — директор года».

Далее, в начале 2000-х, пришло непростое время: становление на базе колледжа педагогического института, исход гимназии из родного здания и присоединение к начальной школе №70. Из маленького уютного пространства дети переехали в большую школу, чуждый мир.

 — Мы привыкали к новым условиям, а школа привыкала к нам. Мир менялся, но мы сохранили и развили все хорошее, что было и в гимназии, и в школе, — говорит Лидия Русакова.

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

Оказалось, в здании протекала кровля, рамы уже были гнилые. После нескольких теплых зим ударили морозы, в помещении было 8 градусов. «В ту зиму мы учились, затягивая окна полиэтиленом. Преодолели и это: деньги на капитальный ремонт были выделены, школа приобрела современный вид».

В 2005 году Русакова участвовала во всероссийском конкурсе «Лидер в образовании», где в качестве конкурсного управленческого проекта представила историю объединения двух школ и создания единого культурного пространства, — и победила. Это была абсолютная победа.

А звание «Народный учитель» — это результат созидания школы ее мечты, известной как «Школа Сотворчества». Это удивительное место, где в центр поставлены школьные праздники и события, образовательные путешествия и позитивная жизнь детей. А собственно учеба опирается на это культурное пространство и вырастает из него. Здесь стремятся, чтобы дети усвоили, в первую очередь, навыки сотрудничества, интерес к миру и эффективные способы жизни и деятельности в нем.

— Почему не все школы такие, как у вас?

 — Мой, точнее, наш опыт доступен каждому, он описан в книге «Сказки об умной, доброй и красивой школе». Книгу можно взять как руководство к действию — читать и менять отношение к ребенку в семье, менять облик класса и урока, школы и всей образовательной деятельности. Хорошо, если книга попадет в руки тем, кто хочет изменить к лучшему школьный мир или жизнь ребенка в семье. Но для этого нужно захотеть подарить радость детям, а не только выполнять типовые циркуляры и инструкции.

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

— Сегодня вы возвращаетесь к преподаванию?

 — Конечно, я и не останавливала учительскую деятельность — преподаю детям историю мировой художественной культуры, а для учителей я классный руководитель 12-го «У» (учительского) класса. И общение с детьми, и события для педагогов должны быть наполнены сотворчеством.

— Что же такое «урок сотворчества»? Чем вы мотивируете школьников?

 — Мне важно, чтобы мы с детьми слышали и понимали друг друга, чтобы они были рады выполнить то, что я предлагаю; то, что мы вместе открываем. Я должна видеть стратегию развития каждого из них.

— Но это же как объять необъятное!

 — Да, но если ты хороший учитель, то видишь прошлое, настоящее, будущее детей. Пытаешься создать для них единое пространство, его мифологию. Я вхожу в класс, чтоб подарить детям праздник. Каждый раз говорю об этом своим коллегам, учителям. Но есть вещи, которые, увы, от директора не всегда зависят.

— Что, например?

 — Честность каждого учителя перед детьми, справедливая работа с ними. Да, я могу научить учителя, увлечь его умными и добрыми идеями, но вот он вошел в класс — и здесь почти все уже зависит от него. От его настроения и желания подарить радость детям. Урок сотворчества — это когда я создаю радость творческого общения и очень-очень хочу, чтобы вы меня поняли. Это урок радостного взаимодействия, а не жесткости и авторитарности.

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

Современному типичному ребенку вряд ли нужна история культуры: какой может быть Марк Аврелий для школьника 21 века, живущего в гаджетах? А я начинаю рассказывать, и ребенок понимает — это ему нужно. Он начинает жить в другом пространстве — пространстве культуры. Теперь у него есть знание, как можно по-другому понимать мир. И его обустраивать, сохраняя себя. И если у самого не получится, он вдумчиво организует жизнь своих детей. И это будет другой мир и другие дети.

— Как вы подбираете коллектив, как вы «воспитываете» своих сотрудников, которые помогают вести Школу Сотворчества?

 — Здесь работают 12 моих учеников — я учила их в школьные или студенческие годы. Эти люди концептуально со мной. При приеме на работу я смотрю диплом и стараюсь не брать тех, кто учился в вузе с тройками. Троечник не научит детей на «4» и «5», так как он сам не научился учиться. В школе должны работать лучшие выпускники школ, умеющие учиться — это умение они смогут передать своим ученикам.

Был случай, когда одна из учительниц сказала ребенку: «Ну и что, что тройки, у меня они тоже были, но я человеком стала». Она забыла добавить, что «тройки» свои она исправила, и в университетском дипломе их уже не было… Еще обращаю внимание на речь учителя — от нее зависит, какой будет школа. Не все сегодня обращают внимание на культуру речи педагогов. А жаль.

— Мне сейчас так стыдно за свои школьные тройки…

 — Перестаньте, вы же не учитель. Не учителю можно. И есть жизнь для совершенствования. Первая оценка, которую я получила в школе — это «кол» за чистописание в первом классе. Мама тогда сказала: «Будем огород городить». А я сделала выводы. Учительница твердо дала понять: стирать в тетради до дыр и ставить кляксы — нельзя. Красиво писать я не стала, но, по крайне мере, черкать как попало, пачкать в тетради я перестала, и у моих текстов и записей вполне приличный вид.

Это конструктивный подход, я себя улучшила. Но нельзя говорить ребенку: «У меня были плохие отметки, но я ведь стала/стал человеком». Это ориентирует на снижение требований к себе. А если сказать: «Я переосмыслил и изменил себя и свое отношение к делу» — это настроит ребенка на позитивное изменение себя.

И еще: я запрещаю ставить двойки. Считаю, что учитель поставил эту двойку себе. Нужно, чтобы двойка была исправлена, то есть реально стала другой оценкой. Ребенок должен иметь возможность стать лучше.

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

— Лидия Николаевна, а новое поколение детей — они другие? Есть ли у них преимущества по сравнению с прежними?

 — Как говорят мои ученики, школа — она и в Африке школа. И в психологии взросления ничего не меняется. Подросток — он во все времена подросток. Главное — его восприятие взрослыми. Я много лет учу детей, но я не устала с ними общаться. Время все же накладывает свой отпечаток, и тревожит, что многие поверили, что читать необязательно. И когда поверили — перестали развиваться.

Чтение — это словарный запас и умение мыслить. Каждый человек, далекий от чтения, стоит на своей точке невозврата и уходит в сторону технологий. Я не против технологий, они улучшают мир. Но при этом, не читая и, следовательно, не размышляя, ты нажимаешь кнопку, которую уже кто-то изобрел. А своей кнопки нет и не будет. Ты довольствуешься развлечениями в Интернете — а это малая часть того, что может получить человек.

И если мне удастся убедить ребенка и его родителей начать читать, у этого ребенка будет время и возможность осмыслить свою жизнь, изобрести свою кнопку — и, значит, подняться на другой уровень жизни. Испытать гораздо больше чувств. Получить гораздо больше радости. Моя задача — чтобы мои ученики начали понимать наслаждение от своего развития, от своего творчества и сотворчества с другими людьми.

— Как к вам в школу попасть? Вы всех берете?

 — Всех, проживающих по микроучастку школы. Остальных — при наличии свободных мест, и если родители понимают, зачем нужно, чтобы ребенок больше работал и больше учился. У нас тоже есть разные классы и разные родители. Есть родители, которые не ценят путь событий, праздников, творческой деятельности. И есть те, кто приводят детей именно из-за событийности и возможности заниматься творчеством в разных направлениях. Дети все равно идут дальше родителей и порой видят и понимают больше. И с ними очень приятно общаться.

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

— Как живется учителям сегодня? Каковы настроения в учительском сообществе?

 — Учителям живется трудно, особенно в последние два года. Из-за затянувшейся пандемии люди, в том числе родители наших учеников, устали, у многих накопилась агрессия. И в качестве «мальчика для битья» они часто избирают школу.

Многих раздражает, что дети учатся порой дистанционно. Дистант хорош для детей, которые хорошо организованы. Остальным нужен постоянный очный диалог. В последние годы во многих семьях не обращается внимание на исполнительность и дисциплину ребенка. Представим: ребенок учится дистанционно, пишет все работы с помощью «решебника» или репетитора на «отлично». Приходит в класс, начинаются контрольные — появляются плохие оценки, и виноватым сразу становится учитель, который «не научил».

А на самом деле эта ситуация вскрывает способность ребенка к подлогу, лжи и лени. В годы моего детства спрашивали с ребенка, и мы становились лучше. Сегодня родители порой спрашивают только с учителя, а ребенок утрачивает свою ответственность, может вырасти лжецом и бездельником.

К чести нашего педагогического сообщества, мы пережили и переживаем наши трудные времена достойно: и затянувшийся ремонт второго корпуса, и временное обучение в три смены и в трех зданиях, в том числе — дружественной школы №68, и «ковидные» истории. Никто из учителей не предал детей, не плакался, не возмущался и не отказывался работать. Коллектив сохранился и сплотился в трудных условиях, великая благодарность всем коллегам за то, что успевают качественно и с интересом работать с детьми.

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

— Вы упомянули о затянувшемся ремонте второго корпуса школы №70. Почему «народный гнев» достался именно вам, а не подрядчику?

 — При объединении в 2016 году двух школ в единое пространство было очевидно: два корпуса отличаются и внешне, и внутренне. Мы 20 лет концептуально возделывали традиции, здание и территорию школы №70 — Школы Сотворчества. В силу обстоятельств такого системного подхода было лишено здание корпуса №2 (бывшей школы № 66). Объединение позволило распространить концепцию Школы Сотворчества и на второй корпус, включая систему развивающих событий и праздников, подходы к развитию детской одаренности, сам принцип сотворчества.

Однако за четыре года мы не смогли изменить внешний облик здания и территории корпуса №2 — это требует значительных финансовых средств и времени. Нами написано было множество писем в вышестоящие инстанции, руководство города и региона отреагировали положительно, а далее началась работа над проектом кровли (с нее нужно было начинать) и движение бумаг. Подобное мы уже пережили, когда меняли облик первого корпуса.

Период бумажной работы завершился весной 2021 года. К сожалению, подрядчик начал действовать очень медленно в силу разных причин и вышел из всех графиков, вызвав народный гнев и возмущение в мой адрес. Обиды на общественность у меня не было. Многие из возмущавшихся просто не ведали, от кого и что зависит. Кто-то специально был заинтересован в раздувании негатива (перед выборами). Хорошо, что все получилось, кровля стоит, а поэтапное преображение здания и школьного двора будет продолжаться.

“Не люблю ставить двойки”: народный учитель России о работе в ковидную эпоху, школе мечты и педагогическом счастье

— Как складываются ваши отношения с выпускниками?

 — Моим старшим выпускникам сейчас по 50 с лишним лет. Они стали взрослыми и успешными, создают свои проекты. Мне радостно, что они лидеры в своих сферах. Со многими мы реализуем совместные проекты, многие искренне помогают школе, с некоторыми мы встречаемся случайно на улицах города. Приятно, не скрою, когда притормозит машина, выйдет из нее кто-то из моих бывших учеников, чтобы просто поздороваться. Часто во время таких случайных встреч слышу благодарность за то, что научила их речи, за то, что придумала им радостный мир школьной жизни. Это осознанная благодарность — после наших уроков прошли уже годы.

— Можно ли, работая в школе, получать от этого удовольствие? Считаете ли вы себя счастливым человеком?

 — Да, от работы в школе можно получить много удовольствия и радости, но сначала это удовольствие и эту радость нужно подарить. А про счастье — его каждый понимает по-своему. И у каждого счастья — свое время. Редкая жизнь обходится без печалей и проблем. И я пережила в своей жизни разные события. Главное: я не потеряла себя, сохранила желание дарить радость детям и взрослым, избежала зависти и обид, не утратила трудолюбия и веры в хороших людей, получаю наслаждение от работы и от умения радоваться жизни.

Фото: Саши Бортник

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
Новости по теме
Тепло и еда: где в Тюмени открылись веранды при кафе и ресторанах
Тепло и еда: где в Тюмени открылись веранды при кафе и ресторанах
Многие заведения поспешили организовать летники.

Как Тюмень оказалась причастна к созданию «космического» танка Т-34
Как Тюмень оказалась причастна к созданию «космического» танка Т-34
Историк и краевед Александр Петрушин — об истории уникальной боевой машины и человеке, которым Тюмень по праву может гордиться.
Почему о битве на Волхове в 1942 году предпочли забыть
Почему о битве на Волхове в 1942 году предпочли забыть
Историк и краевед Александр Петрушин — о событиях на Волховском фронте, когда более 30 тысяч бойцов нашей армии взяли в плен.
Как тюменский режиссер стал чесночным королем
Как тюменский режиссер стал чесночным королем
Андрей Зимин принципиально не использует минеральные удобрения и гербициды.
Здание с открытки. Как уникальный дом в центре Тюмени лишили шпиля
Здание с открытки. Как уникальный дом в центре Тюмени лишили шпиля
Строительство дома началось в 60-е годы прошлого века. Точных дат, к сожалению, не сохранилось.
Последние новости
С марта тюменские саперы уничтожили пять найденных боеприпасов
С марта тюменские саперы уничтожили пять найденных боеприпасов
По этим опасным находкам можно писать историю Тюменской области.
В Ялуторовске судили иностранца, который в соцсетях растлевал юных девушек
В Ялуторовске судили иностранца, который в соцсетях растлевал юных девушек
В переписке он просил присылать ему фотографии с оголенными частями тела.
Мошенники отправили курьера, чтобы забрать у 84-летней тюменки 120 тысяч рублей
Мошенники отправили курьера, чтобы забрать у 84-летней тюменки 120 тысяч рублей
Женщина думала, что спасает подругу.
Под Тюменью уничтожили ручную гранату, найденную на даче
Под Тюменью уничтожили ручную гранату, найденную на даче
Боеприпас представлял угрозу безопасности местного населения.
На Велижанском тракте предотвратили распространение пожара на дома в СНТ «Зеленый дол»
На Велижанском тракте предотвратили распространение пожара на дома в СНТ «Зеленый дол»
Эвакуация жителей не проводилась.