Dipol FM | 105,6 fm
73.33
85.88

Антипробка: из центра города нужно убрать все вузы

Директор института транспорта Владимир Бауэр считает, что для решения проблемы заторов в Тюмени нужен комплексный подход.

Помните, как все ждали, когда наконец сдадут новую двухуровневую развязку по улице Мориса Тореза? Но пока пробки на мосту остались. С вводом в строй развязки по Московскому тракту жизнь автомобилистов хоть и стала легче, но она не поменялась кардинально. Вряд ли стоит ожидать больших чудес и от строящейся эстакады на пересечении улиц Мельникайте и Широтной — очередной торговый центр наряду с уже существующими ТЦ «Лента» и «Метро» сведет к минимуму усилия дорожников. То же самое касается и строящегося путепровода по улице Монтажников, на который сейчас возлагают большие надежды. Нужно понимать, что строится не только путепровод, но и огромные жилые массивы в восточной части города. Так сколько же нам нужно двухуровневых развязок, мостов и путепроводов, чтобы не тратить время в утренних и вечерних пробках? С этим вопросом мы обратились к директору института транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета Владимиру Бауэру.

— Все проблемы, которые сейчас наблюдаются не только в Тюмени, но и во многих других городах, связаны с тем, что в свое время мы ушли от одной системы концепции развития транспортной инфраструктуры города, а к другой так и не пришли. Не открою секрет, что до 80-х годов вся инфраструктура Тюмени развивалась под общественный транспорт.

Никто и не думал, что через двадцать лет будет массовый всплеск покупки автомобилей, поэтому и ширина улиц, и количество мест для парковок были минимальными. В советские времена на 1000 жителей города было не более 50 автомобилей. Сейчас по официальным данным тюменцы бьют все рекорды автомобилизации. Мы уже считали, что если одновременно все машины выедут на улицы города, то им не хватит всей асфальтированной площади дорог.

По неофициальной статистике, машин в Тюмени еще больше. Никто не учитывает тот факт, что по улицам города ходит транспорт, зарегистрированный в других регионах. Таких машин достаточно много. Все дело в том, что транспортный налог на территории Тюменской области, скажем так, не очень демократичный, поэтому многие фирмы стараются зарегистрировать свои транспортные средства где-нибудь в Свердловской области и работать в Тюмени. При этом от нас уходят налоги. В Екатеринбурге транспортный налог в два раза ниже, чем у нас. И если речь идет о грузовом автомобиле, разница получается очень заметная.

— Сколько же дорог нужно построить, чтобы решить транспортную проблему в Тюмени?

— Обратите внимание, кто ездит на машинах и кто сидит в салоне автомобиля. В машине, как правило, помимо водителя один или два пассажира, часто можно увидеть детей. Почему? Дело в том, что новые микрорайоны строятся без учета занятости населения, предоставления услуг школьного, дошкольного и дополнительного образования. Нет спортшкол, кружков, секций и так далее. В последнее время очень много появилось спальных микрорайонов, не обеспеченных всей необходимой инфраструктурой. Квартиру купили, выбраться из микрорайона не могут, автобусная остановка далеко, школы рядом нет, детского сада нет, поэтому людям приходится покупать машины, везти детей в садик или на учебу и стоять вместе со всеми в пробках.

Все эти вопросы во всем мире продумываются заранее. Если взять советское время, то раньше практически везде существовала организованная доставка на работу транспортом предприятия. Даже у небольших предприятий была своя доставка. Сейчас же многие работодатели ставят условие, интересуются, а есть ли у тебя автомобиль, если нет, то мы другого поищем. То, что мы видим на улицах города, это не автомобильный кризис, а инфраструктурный коллапс, который мы спровоцировали непродуманными действиями в области развития всей инфраструктуры города, и одним лишь строительством развязок, расширением дорог мы эту проблему никогда не решим. К решению проблемы нужно подходить комплексно.

— Владимир Иоганнесович, на что еще нам стоит обратить внимание для решения проблемы заторов?

— Надо развивать инфраструктуру микрорайонов, нужно думать о трудоустройстве населения, о доставке на работу транспортом предприятия, внушать эту мысль руководителям, давать им налоговые послабления. На самом деле эта проблема решаема. Надо развивать систему маленьких магазинов — большие пробки создали, в том числе, торговые центры, на которые не была рассчитана транспортная схема. Нужно развивать систему платных парковок в городе. Если хочешь ездить на машине с комфортом, будь добр, плати, или ставь машину за три квартала и иди пешком, или садись в автобус.

В Мюнхене, где мы были по обмену опытом, — широкая сеть платных парковок: есть крытые, есть открытые на улицах, есть парковщики либо автоматы. Все это работает. Работает и система неотвратимости наказания. Если что — квиток под дворник, и только попробуй не заплати штраф! Знакомый рассказывал, как к его соседу по дому приехали сразу несколько полицейских машин с мигалками, соседа вывели из дома в наручниках и увезли в участок. Оказалось, он не заплатил штраф. Там невозможно представить, чтобы у водителя было по сто неоплаченных штрафов. Его просто признают психически больным и навсегда лишат прав.

Такая же система неотвратимости наказания за нарушение правил дорожного движения должна быть и у нас. Нужно максимально упростить систему наказания — достаточно квитка об оплате штрафа на стекле под дворником. Если это невозможно сделать на региональном уровне, мы можем обратиться в Госдуму. Инициатива нередко идет снизу, тем более что Тюменская область — далеко не последний в стране регион.

— В центре Тюмени проблема не только с парковками, но и с узкими улицами. Как бы их расширить? Насколько это реально?

— Подумайте, а зачем нам вообще такой загруженный центр города? В центре Тюмени, вдумайтесь в эту цифру, учатся сто тысяч студентов. У многих из них машины. Зачем нужны студенты в центре города? Точно также они могут учиться и за его пределами. Еще в советское время у нас был проект строительства огромного кампуса в районе Борового и Винзилей, но о нем потом забыли. Может быть, стоит вспомнить снова?

Первый корпус нефтегазового университета — изначально это вообще была вечерняя школа. В 1954 году, когда у нас нашли нефть, правительством было принято решение о том, что нам нужно готовить кадры для нефтяной отрасли, и школу быстро передали под индустриальный институт. Здание института транспорта было построено в 1970 году из силикатного кирпича. Срок его службы — 30 лет — давно истек. То же самое можно сказать и о Тюменском госуниверситете.

Нужно понимать, что вузы будут развиваться и дальше, нефти и газа, на самом деле, хватит еще на сотни лет. Поэтому нам нужно думать на перспективу — если сейчас в центре города ни проехать, ни пройти, то что будет через год, два, через десять лет?

— Еще один путь, который позволит нам сократить количество пробок, — это общественный транспорт. Идея для Тюмени не нова, обсуждалась уже не раз. Как сделать общественный транспорт более предпочтительным для автомобилистов, хотя бы для поездок на работу?

— В Германии, кстати, очень многие пользуются общественным транспортом. Самое главное в любом виде транспорта — гарантированная доставка к определенному времени. Если я будут знать, что гарантированно за 15−20 минут доеду до места работы, конечно же, я воспользуюсь автобусом.

Стоит отметить, что в Германии все виды общественного транспорта увязаны в единую систему: ты покупаешь билет за 1 евро, и по этому билету можешь ехать в течение трех часов в одном направлении на всех видах транспорта: трамвае, автобусе, метро. Такой вариант был бы возможен, будь у нас весь автобусный парк муниципальным.

Уже давно посчитано, для того, чтобы автопарк приносил прибыль, его минимальный размер должен быть не менее 350−500 автобусов. Только в этом случае их можно эффективно использовать. У нас по городу ездит около 1000 автобусов, и только четверть из них муниципальные, остальные частные. И, как правило, у каждого частника по одному-два автобуса, и они тоже не могут их эффективно эксплуатировать.

Для проведения техобслуживания и ремонта частникам так или иначе приходится обращаться на СТО, услуги которых влетают в копеечку. Поэтому чаще всего такие автобусы не обслуживают вовсе, пока не развалятся. Таких примеров по Тюмени, да и по всей России, достаточно много. А если и ремонтируются такие автобусы, то абы как — например, вместо старого пола, который заржавел, кладут деревянный. Это недопустимо!

Техосмотр они проходят только на бумаге. Мы можем провести независимый техосмотр пассажирских автобусов. Как думаете, сколько частников его пройдут? Только те, у кого автобусы относительно новые. Остальные — вряд ли. Точно так же проводится медицинский осмотр водителей. Порядок можно навести только на муниципальном транспорте, поэтому его долю нужно постоянно увеличивать.

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!