Dipol FM | 105,6 fm
72.72
85.2

Александр Мухаметкулов: «Инженер» – должно звучать гордо

В свои 35 лет Александр Мухаметкулов руководит крупным предприятием - заводом блочно-комплектных устройств. Недавно он стал депутатом Тюменской городской думы. А это тоже проявление доверия к опыту и профессионализму

В свои 35 лет Александр Мухаметкулов руководит машиностроительным предприятием — заводом блочно-комплектных устройств, выпускающим оборудование для ведущих нефтегазовых компаний. Недавно он стал депутатом Тюменской городской думы. А это тоже проявление доверия к опыту и профессионализму.

— Александр Владимирович, почему выбрали машиностроение?

— Я рос в семье машиностроителей. Пока учился в школе, уже в старших классах, каждое лето старался проходить производственную практику. Тогда было принято, чтоб дети работали на том же предприятии, что и родители. И это было правильно, потому что только так дети начинали понимать стоимость заработанных своим трудом денег. Да и сама экономика была «в тренде». Казалось, что у нас все впереди… После Тюменского государственного университета работал на предприятиях Запсибгазпрома, а параллельно учился в аспирантуре. Защищал диссертацию уже в Российском государственном нефтегазовом университете имени Губкина в Москве.

— Наука не привлекала настолько, чтобы продолжать ею заниматься?

— Вопрос стоял по-другому: надо было семью кормить. К тому же хотелось, чтобы результат своего труда можно было ощущать не виртуально, а, что называется, руками пощупать. Тогда как раз компания «Стройтрансгаз» приобрела контрольный пакет акций завода БКУ. В 2002 году я устроился на это предприятие заместителем директора по внешним связям. Курировал вопросы сбыта продукции. Результаты, которых мы добились за три года, акционерам понравились. А у Владимира Евгеньевича Петрова, на тот момент возглавлявшего завод, подходил пенсионный возраст. Акционеры предложили мне возглавить предприятие. Так все и получилось.

— Что помогло добиться таких результатов?

— И труд и, наверное, молодецкий азарт. Страха-то еще не было. Не совсем осознавал, какие могут возникнуть ситуации. Этот возраст — самый продуктивный. Нельзя бить молодых специалистов по рукам. Их надо воспитывать, подсказывать. Правда, иногда приходится вставить крепкое слово. Знаете, это как ключик: у кого-то — грубый, у кого-то — тонкий с огранкой.

— Вам часто приходится работать с молодыми специалистами?

— Постоянно. У нас обновилась команда, средний возраст руководящего состава сейчас — около 35 лет. В последнее время мы сталкиваемся с проблемой дефицита кадров. Если инженерно-техническим персоналом нас обеспечивает Тюменский нефтегазовый университет, то с рабочими — проблема.

— Какие специалисты нужны?

— Токари, фрезеровщики, сверловщики, сварщики.

— У нас же есть учебные заведения, которые их готовят…

— Я не знаю, куда идут специалисты. Но у станка их точно нет. Если пройтись по цехам, то вы увидите, что средний возраст рабочих, а особенно станочников, в настоящий момент близок к пятидесяти годам. А это говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров. Нам приходится работать по принципу аутсорсинга. Это проблема не одного завода. Это проблема целой отрасли. И даже не в области, а в стране. Мы очень мало внимания уделяли промышленности в последние годы. Давайте разворачиваться! Давайте создавать условия для людей, выбравших профессию инженера. А для начала надо поднимать престиж данной профессии. Чтоб стало так, как было 30−40 лет назад: инженер — это звучит гордо!

Что обычно говорят молодому специалисту? «Забудь все, чему тебя учили в университете». Что это значит? А то, что у нас обучение оторвано от производства. Давайте выстраивать его таким образом, чтобы обеспечить интеграцию образования и производства, в том числе используя институт наставничества, и чтобы с вузовскими дипломами люди не шли потом в охранники и продавцы.

Директора машиностроительных предприятий отмечают, что идет «круговорот» специалистов внутри городов. Человек, работая на одном предприятии, услышал, что на другом зарплата чуть выше, — и все, он уходит. А потом оказывается, что там или работы больше, или специфика совсем другая. Беготня получается.

— И как остановить эту беготню?

— Ее очень сложно остановить. Человек так устроен, что будет искать, где лучше. Нас приучили к тому, что идеальный вариант — когда ты меньше работаешь, но больше получаешь. Все стали немножко с ленцой. Молодые специалисты тоже с амбициями. Посмотрев рекламу, где парень успешен, потому что он торгует на бирже, а не стоит за станком по 8−10 часов, молодой человек начинает сомневаться: а тем ли я занимаюсь?

Страна перешла от экономики производства к экономике потребления. По большому счету, если мы раньше сами производили большинство промышленных товаров, то сейчас мы уже практически ничего производить не можем. Происходит старение фондов: как зданий, так и оборудования. Вот вы пользуетесь диктофоном японской фирмы. А почему не российской? Возьмите самолеты иностранного производства и наши, отечественные. Мы летаем на технике, которая была разработана десятки лет назад. Но зато посмотрите, какие они красивые. Не помню, кто сказал из конструкторов: «Только красивый самолет может красиво летать». Да, их сегодня не хвалят, но не потому, что они плохие, просто мы с вами думаем, что все, что сделано за рубежом, лучше отечественного. И это касается всего, что импортируется в нашу страну — от высокотехнологичных изделий до обычного ширпотреба. При этом мы забываем самое главное правило технического прогресса — покупатель голосует рублем. Над этим нужно каждому из нас хорошо подумать.

— Думаете, реально возродить промышленность?

— Одним наскоком, по мановению волшебной палочки, нет. Этот вопрос требует комплексного решения. Процесс может занять не менее 10−20 лет, а может, и больше. При этом должно быть не только желание, но и воля государства для решения этой задачи.

— Но ведь нужно, чтобы еще и люди изменились…

— В этом мире нет ничего невозможного, главное, чтобы люди хотели этого. Россия когда-то из аграрной страны превратилась в индустриальную, была опустошена во время Великой Отечественной войны и восстановлена заново, стала первой космической державой и ею пока остается…

Не забывайте подписываться на нас в Telegram и Instagram.
Никакого спама, только самое интересное!